Никола Пуссен

Искусство Франции

Никола Пуссен (1594—1665) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Попав в Париж в возрасте восемнадцати лет, он брал уроки живописи у разных учителей, но ни у одного не задерживался надолго. В результате подлинными его наставниками стали картины великих мастеров прошлого, которые он изучал и копировал в Лувре.

В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. Там он сложился как художник и прожил большую часть жизни. Пуссен был всесторонне образованным человеком, блестящим знатоком античной литературы. Любимыми его авторами были Гомер и Овидий.

Не удивительно, что в живописи Пуссена преобладала античная тематика. Он представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир, населённый мудрыми и совершенными людьми. Даже в драматических эпизодах древней истории он старался увидеть торжество любви и высшей справедливости. [an error occurred while processing this directive]

Формирование барочной живописи шло параллельно со скульптурой. Этот стиль в живописи начинает формироваться с 20-30-х годов в Италии. В основе его лежала болонская академическая школа, но некоторые черты были восприняты и от реалистического направления знаменитого Караваджо. Основателями Болонской академии, школы, где художники обучались по специальной программе, были братья Аннибале и Агостино Карраччи и их родственник Лодовико. Творческая программа Карраччи сложилась в конце XVI века как реакция на маньеризм. Они мечтали о возрождении высокого монументального искусства, традиций Ренессанса. Братья Карраччи призывали тщательно штудировать натуру, но, с их точки зрения, о на была груба и несовершенна, поэтому ее надо было «облагораживать» в соответствии с идеалами классического искусства. В результате искренность чувств искусства Возрождения заменялась высокопарной риторикой, величие страстей _ театральным пафосом, монументальность — внешним высокомерием. Основатели болонской школы и их последователи (Гвидо Рени, Гверчини) создавали иллюзию красоты. Введение пышных обрамлений, имитирующих скульптуру, погоня за иллюзорной пространственностью приводили к господству принципов декоративности. Крупнейшее произведение этого направления — роспись галереи палаццо Фарне-зе в Риме на темы «Метаморфоз» Овидия, выполненная братьями Карраччи и их помощниками. Это эффектное декоративное зрелище, но в этой работе нет большой идеи, без которой немыслима роспись Возрождения.

Первым выдающимся произведением нового стиля была роспись купола римской церкви Сант Андреи делла Балле, выполненная Джованни Ланфранко (1582-1647) в конце 20-х годов XVII века. Зрелый период развития стиля барокко в Италии связан с именем архитектора, живописца, теоретика искусств Пьетро Береттини даКортоны (1596-1669). Он работал в области фресковой росписи и станковой картины.

Его знаменитое произведение — плафон Большого зала палаццо Барберини в Риме «Триумф божественного провидения». Это та линия плафонной живописи, которая вдохновлялась сводом Сикстинской капеллы Микеланджело. Кортона прибегает к типичным эффектам барокко. Живопись не подчиняется архитектуре, а создает свое иллюзорное пространство. Фигуры персонажей свободно пересекают плоскости, перелетая со стен на плафоны, из боковых частей — в центральное поле.

В XVII веке барокко распространяется на все художественные центры Европы. Росписи, украшающие церкви и дворцы, следуют основным принципам барокко: зрелищное великолепие, пространственный размах, динамика, усложненность аллегорий и символов. Бесчисленные человеческие фигуры парят в бездонных небесных пространствах, в лучах мистического света.

В барочной живописи прослеживаются те же типологические черты стиля, что в архитектуре и скульптуре. Бурная композиция использует специфическое барочное диагональное построение, обилие разнообразных головокружительных ракурсов, мотивов движения. Характерное для барокко взаимодействие со средой проявляется за счет живописных приемов, которые размывают четкую объемность форм. В светской барочной живописи появляется большое разнообразие новых тем: исторические сцены, баталии, триумфы, аллегории.

 

В гуманитарных науках отход от европоцентризма и как его следствие - возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений и, как реакция на них и на засилье позитивистско-сциентистского миропонимания, всплеск неохристианских учений (неотомизма, неоправославия). В социальных науках - социалистические, коммунистические, анархистские теории, утопически, но с революционно-бунтарским пафосом отразившие реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Художественное мышление, как самый чуткий барометр духовно-культурных процессов, не могло не отреагировать на всю эту калейдоскопическую бурю новаций. И отреагировало адекватно.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия