Искусство Европы и России XVIII века

Учебник для Худ-графа
Живопись 19 век
Архитектура 19 века
Культура 20 века
Скульптура
Искусство
Западний Европы
Искусство России
Архитектура Германии
Антонио Канова
Бертель Торвальдсен
Готфрид фон Шадов
Живопись Испании
Франсиско Гойя
Живопись Франции
Жак Луи Давид
Антуан Гро
Жан Огюст Доминик Энгр
Теодор Жерико
Эжен Делакруа
Живопись Германии
Филипп Отто Рунге
Каспар Давид Фридрих
Живопись Англии
Уильям Блейк
Джон Констебл
Джеймс Уистлер
Уильям Тернер
Архитектура и скульптура
Огюст Роден
Камиль Коро
Жан Франсуа Милле
Оноре Домье
Эдуард Мане
Импрессионизм
Клод Моне
Огюст Ренуар
Неоимпрессионизм
Жорж Сера
Постимпрессионизм
Поль Гоген
Живопись Германии
Андерс Цорн
Искусство XIX-XX веков
Обри Бердсли
Гютсав Моро
Одилон Редон
Пьер Морис Дени
Анри Руссо
Модерн
Фердинанд  Ходлер
Джеймс Энсор
Архитектура
Отто Вагнер
Йозеф Хофман
Чарлз Ренни Макинтош
Луис Салливен
Эктор Гимар
Петер Беренс
Антуан Бурдель
Аристод Майоль
Искусство XX века
Людвиг Мисс Ван дер Роэ Один из ведущих архитекторов Германии и США
Ле Корбюзье
Архитектура второй
половины XX века
Национальный конгресс
Скульптура
Генри Мур
Скульптура конструктивизма
Живопись
Фовизм
Анри Матисс
Экспрессионизм
Кубизм
Пабло Пикассо
Футуризм
Неопластицизм
Дадаиз
Сюрреализм
Сальвадор Дали
Оп-арт
Гиперреализм
Боди-арт
Концептуализм
Искусство России
Архитектура
Союз архитекторов
Всероссийский выставочный центр
Дворец съездов
Скульптура
Рабочий и колхозница
Воин-освободитель
Памятник Юрию Долгорукому
Живопись
Кузьма Петров-Водкин
Выставка Бубновый валет
Выставка «Ослиный хвост»
Марк Шагал
Василий Кандинский
Павел Филонов
Кубофутуризм
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Художественные объединения
Общество Московских
Художников
Лианозовская группа
Сюрреализм
Соц-арт
Искусство Доколумбовой
Америки
Культура Ацтеков
Европа 18 век
Луврский музей в Париже
Архитектура Позднего
Барокко
Британский музей
в Лондоне
Картинная галерея старых мастеров в Дрездене
Архитектура
Санкт-Петербурга
Европа 17 век
Болонская академия
Эль Греко
Питер Пауэл Рубенс
Рембрандт Ван Рейн
Никола Пуссен
Искусство Возрождения
Леонардо да Винчи
Живописец Рафаэль
Искусство Маньеризма
Микеланджело Буонарроти
3D Studio Max
Установка
Моделирование
Освещение и текстуры
Анимация и визуализация
Советы
Программа Maya
Методы работы
Моделирование
Полигоны
Освещение
Анимация и визуализация
Эффекты рисования
Эффективность и артистичность
Графический редактор ACAD
Основные понятия
Подготовка рабочей среды
Черчение в ACAD
Трехмерное моделирование

 

Расстановка сил в художественной жизни Европы

Искусство Франции

Карта Европы XVIII века

Архитектура Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй - неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом». Стиль рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.; его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо ещё сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство — более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с Католической Церковью.

Архитектура Рококо

Интерьер

Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667-1742), был придворным архитектором короля. В 1741 г. сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитектуры. Он работал только по королевским заказам, поэтому его можно считать выразителем официального вкуса во французской архитектуре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.

Малый трианон

Площадь Людовика XV (площадь Согласия)

Ученики Жака Анжа Габриеля

Жак Жермен Суфло - Церковь Святой Женевьевы (Пантеон)

Джованни Никколо Сервандони - Церковь Сен-Сюльпис

«Говорящая архитектура» Французский философ-просветитель и художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Искусство эпохи Просвещения должно было «говорить», и архитектура также стала «говорящей», чтобы донести до зрителя «послание», содержащееся в художественном произведении.

Этьен Луи Булле - Проект Кенотафа Ньютона

Архитектор Клод Никола Леду

В поисках простоты. Примитивная хижина

Скульптура Почти каждый из французских скульпторов XVIII в. работал одновременно в разных жанрах - и в историко-мифологическом, и в портретном. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и неоклассицизму — также было весьма свободным. Один и тот же мастер с лёгкостью переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицистическим композициям.

Жан Батист Пигаль

Этьен Морис Фальконе

Жан Антуан Гудон (1741-1828)

Живопись

Антуан Ватто (1684—1721) Творческая манера Жана Антуана Ватто изысканна и насыщена сложными эмоциями. В XIX в. его стали считать романтическим одиноким мечтателем, воплотившим в картинах свои фантазии и грёзы. Но художественное дарование Ватто, безусловно, намного сложнее. Главным для него был мир человеческих чувств, неподвластных контролю разума, — мир, ранее неизвестный французской живописи и не укладывающийся в жёсткую систему правил классицизма. Отработанный римлянами язык архитектуры точно использован в Пантеоне. Тектоническая ясность грандиозной системы, ясность ориентации в круглом по форме храме, создание развитого периметра, нарушающего замкнутость круглой формы, и, наконец, масштаб, определивший величественность архитектуры,— все это было проявлением высокого мастерства и покорило многие поколения архитекторов.

«Галантные празднества»

«Жиль»

«Вывеска лавки Жерсена»

Франсуа Буше (1703—1770)

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) Творчество Жана Батиста Симеона Шардена отличается от работ мастеров рококо и по стилю, и по содержанию. Занимаясь в мастерской живописца и скульптора Ноэля Никола Куапеля (1690—1734), Шарден начал писать с натуры, что не было характерно для XVIII в. Он сосредоточился на натюрморте и бытовых сценах — жанрах, целиком основанных на натурных наблюдениях. Художник не стремился учить и воспитывать, он просто показывал, как прекрасна обычная повседневная жизнь.

«Молитва перед обедом» и «Вернувшаяся с рынка»

«Натюрморт с атрибутами искусств»

Оноре Фрагонар (1732—1806)

Жан Батист Грез (1725—1805)

Морис Кантен де Латур(1704—1788)

Юбер Робер (1733—1808)

Луврский музей в Париже Парижский Лувр носит имя средневекового замка, построенного в начале XIII в. Позднее он стал королевской резиденцией. В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг.) приказал снести обветшавшую крепость. На её месте началось строительство дворца, продолжавшееся несколько столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др.). Последняя перестройка произошла в 1986—1988 гг.: был возведён вестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). (Ныне Лувр представляет собой сложный комплекс сооружений разных стилей и эпох — от Возрождения до Нового времени.

Декоративно-прикладное искусство

Севрский фарфор

Искусство Италии

В XVIII в. масштабы строительства в Италии сократились, так как многие итальянские государства были охвачены экономическим кризисом. Архитектор Филиппе Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы над проектом королевского дворца).

Архитектура Позднего Барокко и Неоклассицизма В XVIII в. масштабы строительства в Италии сократились, так как многие итальянские государства были охвачены экономическим кризисом. Архитектор Филиппе Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы над проектом королевского дворца).

Алессандро Галилеи - Церковь Сан-Джованни ин Латерано

Фердинандо Фуга - Церковь Санта-Мария Маджоре

«Тюрьмы» Джованни Баттисты Пиранези

Живопись В XVIII в. важнейшими художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в Венеции развивалось современное искусство, то в Вечный город живописцы, скульпторы, поэты и мыслители приезжали, чтобы изучать памятники античности, эпохи Возрождения и общаться друг с другом — делиться опытом, обсуждать творческие проблемы.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)

Росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции

Росписи резиденции архиепископа-курфюрста Франконии в г. Вюрцбурге

«Меценат представляет императору Августу свободные искусства»

Портрет Жанр портрета всегда привлекал внимание итальянских живописцев, не были исключением и мастера XVIII в. Целиком посвятил себя этому жанру Витторе Гисланди (1655—1743). Его герои - люди со сложным внутренним миром и противоречивыми характерами. Например, в работе «Неизвестный в треуголке» (начало XVIII в.) художник передаёт душевную тонкость, неуверенность в себе, замкнутость героя, которые тот тщетно пытается скрыть за показной торжественностью.

Бытовой жанр

Городской пейзаж

Каналетто

Бернардо Беллотто

Франческо Гварди

 

Искусство Англии XVII-XVIII веков

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.

Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Рен был учёным, занимался анатомией, физикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился к архитектуре.

Архитектура

Иниго Джонс (1573-1652)

Кристофер Рен(1632-1723) Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Рен был учёным, занимался анатомией, физикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился к архитектуре.

Собор Святого Павла

Королевский госпиталь в Гринвиче

Палладианство

Колин Кемпбелл - Дом в усадьбе Уонстел-хаус

Архитектор Уильям Кент

Пейзажный (английский) парк Пейзажный парк, вероятно, самое важное из того, что внесла Англия в архитектуру XVIII в. В отличие от регулярного (французского) парка, в котором дорожки и аллеи прокладывали по строгой, геометрически правильной схеме, в пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы. Идеалом такого парка был девственный лес, в котором не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации. Придумали пейзажный парк именно англичане, поэтому его нередко называют английским парком.

Архитектор Джеймс Гиббс (1682—1754)

Архитектура Неоклассицизма В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. Они ехали туда, чтобы увидеть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух античности. Многие английские архитекторы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные.

Уильям Чемберс

Музей Джона Соуна

«Готическое Возрождение» Примерно в середине XVIII в. одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой, который принято называть «готическим Возрождением», продолжался вплоть до начала XX столетия (да и сегодня в Англии нередко строят здания в готическом стиле).

Джеймс Уайет - Аббатство Фонтхилл

Ложные руины

Живопись

Уильям Хогарт (1697-1764)

Серия «Карьера продажной женщины»

Серия «Модный брак» Итогом серии таких повествований стал цикл из шести картин «Модный брак» (1742—1744гг.). Сюжет, обычный для Хогарта, был очень злободневным: неравный брак по расчёту между разорившимся аристократом и богатой девушкой из буржуазной семьи. После брачной сделки, заключённой родителями (картина «Брачный контракт»), молодые быстро понимают, что они чужие друг другу люди («Вскоре после свадьбы»).

«Автопортрет»

«Слуги»

«Девушка с креветками»

Джошуа Рейнолдс (1723-1792)

«Сара Сиддонс в виде музы трагедии» Знаменитая трагическая актриса Сара Сиддонс изображена восседающей на троне в облаках. По обеим сторонам от неё - фигуры муз, погружённые в тень, в то время как на героиню эффектно падает свет. Поза её горделива и величественна, лицо, показанное почти в профиль, озарено вдохновением. Яркий и сочный колорит, характерный для барокко контраст света и тени подчёркивают патетический дух изображения.

«Девочка с земляникой»

Томас Гейнсборо (1727-1788)

«Супруги Эндрюс»

«Мальчик в голубом»

«Портрет Сары Сиддонс» Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление - элегантный костюм, бархатная драпировка-занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс-актриса скрывает от зрителя Сиддонс-женщину.

«Повозка»

Британский музей в Лондоне

Пейзаж

Декоративно-прикладное искусство

 

Искусство Германии

В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество мелких королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель сохранялось крепостное право) не способствовали развитию страны. Но именно к этому времени относится творчество выдающихся деятелей науки и культуры, таких, как писатель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте, философ Иммануил Кант, композитор Иоганн Себастьян Бах, и многих других.

Архитектура и скульптура

Бальтазар Нейман - Дворец архиепископа-курфюрста Франконии

Маттеус Даниэль Пёппельман - Цвингер

Франсуа Кювилье - Дворец Амалиенбург близ Мюнхена

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф - Замок Шарлоттенбург Пышность убранства, стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Саксонии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова дворцовая церковь в Дрездене (1738— 1756 гг.), созданная архитектором Гаэтано Кьявери (1689—1770).

Георг Венцеслаус Кнобельслорф - Сан-Суси

Фрагменты Сан-Суси

Карл Готхард Лангханс - Бранденбургские ворота

Андреас Шлютер - Памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму II

Живопись XVII—XVIII веков Творчество Адама Эльсхеймера (1578—1610), безусловно, самое яркое явление в немецкой живописи XVII в., хотя его работы очень легко обвинить в эклектизме — механическом соединении черт разных стилей. Традиции немецкого Возрождения, венецианской живописи XVI в., маньеризма и барокко — всё это порой сочетается в одной его картине. Вместе с тем произведения Эльсхеймера по-настоящему талантливы и самобытны, они точно отразили особенности его эпохи — переходного времени, когда разные стили переплетались и одновременно противостояли друг другу.

Адам Эльсхеймер

«Юдифь и Олоферн»

«Отдых Святого Семейства на пути в Египет»

Иоганн Иоахим Винкельман (1717—1768) Иоганна Иоахима Винкельмана, блестящего знатока памятников античности, можно назвать основоположником истории искусства. Прожив много лет в Риме (он был библиотекарем, а затем главным антикваром у известного коллекционера кардинала Альбани), Винкельман стал свидетелем начавшихся в 1748 г. раскопок в Помпеях. Знакомство с обнаруженными там шедеврами древнеримского искусства заставило его внимательно изучить и наследие Древней Греции, значение которого ещё не было оценено по достоинству.

Антон Рафаэль Менгс

Портреты

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн «Гёте в Кампанье»

Ангелика Кауфман «Автопортрет»

Картинная галерея старых мастеров в Дрездене Галерея старых мастеров — лишь одна из обширных Государственных художественных коллекций в Дрездене. Здесь находятся также Галерея современного искусства, графический и нумизматический кабинеты, собрание скульптуры, музеи декоративного и народного искусства, собрание ювелирных изделий XIV—XVIII вв., коллекций фарфора, оловянной посуды и театральных кукол. Большая часть этих сокровищ была собрана курфюрстами (с 1806 г. — королями) Саксонскими из династии Веттинов.

Художественно-исторический музей в Вене

Мейсенский фарфор

Искусство России

В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала (Земляной вал - старинная система оборонительных сооружений; в 1683-1742 гг. был таможенной границей Москвы).

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно—в течение жизни одного поколения.

Архитектура

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

Доменико Трезини (около 1670—1734)

Летний сад. Санкт-Петербург

Архитектура Москвы первой половины XVIII века В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала (Земляной вал - старинная система оборонительных сооружений; в 1683-1742 гг. был таможенной границей Москвы).

Иван Зарудный - Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)

Дмитрий Ухтомский - Колокольня Троице-Сергиева монастыря

Дмитрий Ухтомский - Красные ворота в Москве

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)

Во времена Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли, он приехал в Петербург в 1716 г. и состоял на службе у русских монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование Елизаветы. Для неё в 1741 — 1744 гг. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (не сохранился).

Зимний дворец

Екатерининский (Большой) дворец

Дворец М. И. Ворониова в Санкт-Петербурге

Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века

Александр Кокоринов, Жан Батист Мишель Валлен-Делаллот. Академия художеств в Санкт-Петербурге

Академия художеств Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы и которая стала бы центром распространения искусств, задумал ещё Пётр I. Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования. Академия трёх знатнейших художеств была основана в 1757 г. в Петербурге. Первоначально она не имела собственного здания и размешалась в доме её первого президента графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797). Строительство здания Академии художеств было начато и завершено уже при императрице Екатерине И.

Антонио Ринальди

Павильон «Катальная горка»

Китайский дворец

Мраморный дворец

Юрии Фельтен - Чесменская церковь

Иван Старов - Таврический дворец

Николай Львов (1751—1803 или 1804)

Джакомо Кваренги (1744—1817) Джакомо Кваренги (1744—1817), итальянец по происхождению и поклонник римских древностей, был последовательным представителем палладианства. Строгий классицистический стиль его произведений нравился Екатерине II. Кваренги возвёл в Петербурге Эрмитажный театр (1783—1787 гг.), здание Академии наук (1783—1785 гг.), Ассигнационный банк (1783— 1788 гг.), Смольный институт благородных девиц (1806— 1808 гг.) и другие постройки.

Чарлз Камерон (40-е гг. XVIII в. -1812)

Василий Баженов, Винченцо Бренна - Михайловский (Инженерный) замок

Архитектура Москвы второй половины XVIII века

Архитектура Царицыно

Василий Баженов - Дом П. Е. Пашкова

Матвей Фёдорович Казаков (1738—1812)

Скульптура

Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744)

Памятник Петру I

Императрица Анна Иоанновна с арапчонком

Федот Иванович Шубин (1740— 1805) Федот Иванович Шубин (1740— 1805), очень популярный скульптор, выполнял множество заказов. В 1773 г. он был избран в члены Академии художеств. Среди его работ особенно привлекательны женские образы. В портрете М. Р. Паниной (середина 70-х гг.) уже стареющая, но ещё красивая женщина, гордая и независимая, представлена в простом домашнем платье, украшенном бантом и кружевами.

Михаил Козловский - Бдение Александра Македонского

Памятник А. В. Суворову

Феодосии Фёдорович Щедрин (1751 — 1825)

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Живопись

Живопись первой половины XVIII века До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине.

Иван Никитич Никитин (1680 - около 1742)

«Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны»

Андрей Матвеев «Портрет супругов»

Иван Вишняков «Портрете Сарры Фермор»

Алексей Антропов «Портрете статс-дамы А. М. Измайловой»

Иван Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Антон Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Гравюра Самым доступным и распространённым видом изобразительного искусства в Петровскую эпоху была гравюра. Гравюры отражали важнейшие события, служили своеобразными учебными пособиями и иллюстрациями в книгах.

Федор Рокотов (1735 или 1736-1808)

«Портрет В. И. Майкова»

«Портрет А. П. Струйской»

«Портрет В. И. Суровцевой»

Иван Фирсов «Юный живописец»

Михаил Шибанов «Празднество свадебного договора»

Дмитрий Левицкий (1735—1822)

Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич Левицкий, писавший самые разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и т. д.

Левицкий сначала учился на родине, в Киеве, у А. П. Антропова, а затем в Петербурге. Настоящий успех и звание академика принёс ему парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769—1770 гг.). Его герой воплощает идеал эпохи Просвещения: это творческая личность, человек, осознающий свой долг и своё положение. Он мягким, но величественным жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств, одним из авторов которого был.

«Портрет П. А. Демидова»

«Портрет Г. И. Алымовой»

«Портрет М. А. Дьяковой»

Фёдор Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге Старейший и самый богатый художественный музей России получил своё название от Малого Эрмитажа — павильона, пристроенного в 1764—1767 гг. к Зимнему дворцу архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом при участии Ю. М. Фельтена. Императрица Екатерина II любила отдыхать здесь в кругу своих приближённых (франц. ermitage — «уединённое место»).

Владимир Боровиковский (1757-1825)

«Портрет

Нравы и этикет в испанском обществе XV/-XVII вв.

Среди правил поведения в дворянском обществе XVI века сохранялись некоторые элементы средневековых рыцарских обычаев, приспособленных к новым условиям жизни. В среде испанских дворян этикет соблюдался особенно строго, поскольку подчеркивал различие в образе жизни между коренными испанцами и изгнанными захватчиками - маврами. Придворный этикет в испанском королевстве имел свои особенности, не существовавшие в придворных кругах других европейских стран.

В Испании право сидеть в присутствии короля имела вся знать, при этом гранды сидели в шляпах, даже если король входил с непокрытой головой. Этим испанский придворный этикет отличался, например, от французского, где сидеть в присутствии короля было можно, но только без шляп, хотя король не снимал шляпу даже на балу и за столом во время еды. В Англии, напротив, в присутствии короля могла сидеть только королева (или вдовствующая супруга прежнего короля); при этом наличие или отсутствие головного убора у всех присутствующих не имело значения.

Приветствовать даму из правящей семьи дворянин был обязан, становясь на одно колено. Дворянка в подобном случае выполняла глубокий поклон, но имела право смотреть в лицо высокой особе, чего не смел делать дворянин-мужчина.

Чтобы приветствовать входящего гостя, следовало встать -даже герцог не принимал посетителя, независимо от его возраста и звания, сидя (правда, герцогиня могла при этом сидеть).

Улыбаться во время приветствий было не принято, а по отношению к старшим по возрасту и званию вообще недопустимо: улыбка могла показаться насмешкой, проявлением неуважения. Столь же недопустимо было улыбаться в беседе с высокопоставленным лицом и смотреть ему в глаза; однако голову при этом следовало держать прямо и наклонять ее только в знак согласия.

Очень рискованно было улыбаться, поднося даме подарок или изъявляя свои нежные чувства. История сохранила много грустных случаев, когда из-за улыбки во время любовных объяснений расстраивалось сватовство и разрывались на долгие годы отношения между семьями.

Люди простого звания были обязаны кланяться дворянину при встрече, а в момент разговора с ним держать голову опущенной лицом вниз. Дворянин никогда не отвечал на поклон простолюдина.

Поцелуи в качестве приветствий не были распространены; ими пользовались только родители в общении с детьми: родители целовали сына в висок, а дочь в лоб, дети целовали родителей в плечо. Поцелуи между женщинами считались безнравственными. Чрезвычайной редкостью, знаком особой милости был поцелуй царственной особы; он выполнялся как отцовский. Более распространенным было целование руки, что могло означать не только приветствие, но и благодарность за что-либо, и согласие со сделанным предложением, и вообще уважение к личности.

При встрече с дамой дворянин целовал ее пальцы, при этом нельзя было задерживать этот ритуал: коснувшись руки губами, следовало тотчас же поднять голову и выпустить руку дамы. Если дама была очень знатной, ритуал усложнялся: подхватив руку дамы снизу на ладонь, свой большой палец клали на ее пальцы сверху и касались губами собственного пальца. Дама могла оказать особую милость, повторно положив свои пальцы на ладонь собеседника - тогда можно было целовать их.

В общении между дамой и мужчиной соблюдали множество церемонных правил так называемого хорошего тона. Например, нельзя было подавать даме для прогулки, танца и т.п. обнаженную руку (исключение составляла рука мужа). Рука мужчины должна быть в перчатке; если перчатки не было, дворянин, протягивая руку даме, накрывал свою кисть краем плаща или платком. Вероятно, этот обычай сохранился с тех времен, когда перчатки были металлическими или хотя бы покрытыми металлическими заклепками, и прикосновение к ним могло быть даме неприятно. В XVI веке это уже носило характер воспоминания о благородных рыцарских временах.

В беседе с дамой было неприлично повышать голос и сильно жестикулировать. Начинать разговор с дамой в любом случае следовало стоя. Если учтивая дама приглашала сесть рядом с собой, следовало с благодарностью принять предложение, но не усматривать в этом повод для излишней интимности. Не нужно былоподносить даме стул - надо было ее подвести к стулу, поданному слугой.

Застольный этикет требовал много есть и пить; обычный обед состоял из семи-восьми блюд. Перед каждым из сидящих за столом был прибор, состоявший из тарелок, бокалов, ножей и ложек (вилки вошли в обиход значительно позднее других столовых приборов). За стол садились тройками - кавалер и две дамы, причем справа от кавалера сидела более знатная дама. Каждую тройку обслуживал приставленный к ней слуга. Иногда места за столом распределялись и в другом порядке - например, дамы по одну сторону стола, мужчины по другую. Каждое блюдо подавалось отдельно каждому гостю, кроме фруктов и сладостей, стоявших на столе на большом общем блюде, откуда каждый мог взять желаемое и положить на свою тарелку. Очередное блюдо подавал слуга каждому гостю отдельно. Мужчины, сидящие рядом с дамами, брали блюда для дам у слуги и передавали их соседкам. Обычно тот же кавалер подавал дамам и воду для мытья рук. Дамы могли вставать со своего места и подходить к другим обедающим; тогда кавалер из группы, к которой подошла дама, вставал и уступал ей свое место.

Во время торжественных пиров часто читали стихи в честь присутствующих; с середины обеда начинала играть музыка.

Сигнал к окончанию обеда подавали наиболее почетные лица из присутствующих - король, герцог или самый знатный кавалер.

В придворном и в частном быту много танцевали. Ритуальным танцем открывался любой бал, не только придворный. Это был медленный, торжественный танец, о котором может дать представление известная и в наши дни павана. Кавалеры танцевали ритуальный танец в плащах и шляпах, со шпагой в ножнах. Танцуя быстрые развлекательные танцы, все это снимали. Последний танец бала - танец с факелами; в конце его кавалеры тушили факелы, чем и завершался бал.

Определенный этикет соблюдались и исполнителями серенад, популярных в Испании не меньше, если не больше, чем в Италии. Исполнителями серенад чаще всего были наемные музыканты и певцы, исполнявшие текст, заказанный нанявшим их за определенную плату дворянином. По количеству исполнителей можно было определить звание заказчика: ансамбль простого дворянина состоял из трех человек, графа - из пятерых, у герцога было не меньше девяти музыкантов. Сам заказчик серенады мог стоять в стороне или вообще отсутствовать. Петь в одиночку мог только сам поклонник дамы, которой адресовалась серенада.

Все участники серенады были одеты в черные плащи и имели на лицах маски. Аристократические ансамбли состояли только из смычковых инструментов, одиночки пели обычно под гитару.

Содержанием песни служило восхваление красоты дамы, мечты о свидании и т.п.; имя дамы этикет запрещал называть. Однако многие «барды» имели под плащом веревочную лестницу в надежде воспользоваться ею - с разрешения растроганной дамы.

В светском этикете были разработаны также правила произнесения клятв и обетов. Клятвы можно было давать как при свидетелях, так и в отсутствие таковых. Основное содержание клятвенных действий состояло в том, что накладывали руку на Евангелие или распятие, другую поднимали к небу и произносили вслух или про себя текст клятвы, после чего целовали книгу или распятие. Клятву верности правителю дворянин произносил стоя на одном колене со склоненной головой, после чего целовал протянутую ему правую руку государя. Человек низкого звания становился на оба колена и целовал полу царского платья.

Обет дружбы произносили, положив свою левую руку на сердце друга, а правую подняв вверх, как при клятве; после произнесения слов обе руки друга прижимали к своей груди и целовали его левое плечо. Принесение обета дружбы - чисто мужской церемониал, так как дружба не считалась чувством, свойственным женщине.

В любви клялись, став на колено перед дамой и прижав ее правую руку к своему сердцу. Смотреть следовало прямо в лицо даме. Можно было приносить обет любви и не опускаясь на колено; позволительно было сопровождать слова клятвы жестами свободной руки.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия