Архитектура, скульптура и живопись России 18 века

Учебник для Худ-графа
Живопись 19 век
Архитектура 19 века
Культура 20 века
Скульптура
Искусство
Западний Европы
Искусство России
Архитектура Германии
Антонио Канова
Бертель Торвальдсен
Готфрид фон Шадов
Живопись Испании
Франсиско Гойя
Живопись Франции
Жак Луи Давид
Антуан Гро
Жан Огюст Доминик Энгр
Теодор Жерико
Эжен Делакруа
Живопись Германии
Филипп Отто Рунге
Каспар Давид Фридрих
Живопись Англии
Уильям Блейк
Джон Констебл
Джеймс Уистлер
Уильям Тернер
Архитектура и скульптура
Огюст Роден
Камиль Коро
Жан Франсуа Милле
Оноре Домье
Эдуард Мане
Импрессионизм
Клод Моне
Огюст Ренуар
Неоимпрессионизм
Жорж Сера
Постимпрессионизм
Поль Гоген
Живопись Германии
Андерс Цорн
Искусство XIX-XX веков
Обри Бердсли
Гютсав Моро
Одилон Редон
Пьер Морис Дени
Анри Руссо
Модерн
Фердинанд  Ходлер
Джеймс Энсор
Архитектура
Отто Вагнер
Йозеф Хофман
Чарлз Ренни Макинтош
Луис Салливен
Эктор Гимар
Петер Беренс
Антуан Бурдель
Аристод Майоль
Искусство XX века
Людвиг Мисс Ван дер Роэ Один из ведущих архитекторов Германии и США
Ле Корбюзье
Архитектура второй
половины XX века
Национальный конгресс
Скульптура
Генри Мур
Скульптура конструктивизма
Живопись
Фовизм
Анри Матисс
Экспрессионизм
Кубизм
Пабло Пикассо
Футуризм
Неопластицизм
Дадаиз
Сюрреализм
Сальвадор Дали
Оп-арт
Гиперреализм
Боди-арт
Концептуализм
Искусство России
Архитектура
Союз архитекторов
Всероссийский выставочный центр
Дворец съездов
Скульптура
Рабочий и колхозница
Воин-освободитель
Памятник Юрию Долгорукому
Живопись
Кузьма Петров-Водкин
Выставка Бубновый валет
Выставка «Ослиный хвост»
Марк Шагал
Василий Кандинский
Павел Филонов
Кубофутуризм
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Художественные объединения
Общество Московских
Художников
Лианозовская группа
Сюрреализм
Соц-арт
Искусство Доколумбовой
Америки
Культура Ацтеков
Европа 18 век
Луврский музей в Париже
Архитектура Позднего
Барокко
Британский музей
в Лондоне
Картинная галерея старых мастеров в Дрездене
Архитектура
Санкт-Петербурга
Европа 17 век
Болонская академия
Эль Греко
Питер Пауэл Рубенс
Рембрандт Ван Рейн
Никола Пуссен
Искусство Возрождения
Леонардо да Винчи
Живописец Рафаэль
Искусство Маньеризма
Микеланджело Буонарроти
3D Studio Max
Установка
Моделирование
Освещение и текстуры
Анимация и визуализация
Советы
Программа Maya
Методы работы
Моделирование
Полигоны
Освещение
Анимация и визуализация
Эффекты рисования
Эффективность и артистичность
Графический редактор ACAD
Основные понятия
Подготовка рабочей среды
Черчение в ACAD
Трехмерное моделирование

 

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно—в течение жизни одного поколения.

Архитектура

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

Доменико Трезини (около 1670—1734)

Летний сад. Санкт-Петербург В том, какое найденный порядок, таится самое значительное в творчестве»,— писал выдающийся мастер архитектор Ле Корбюзье.

Архитектура Москвы первой половины XVIII века В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала (Земляной вал - старинная система оборонительных сооружений; в 1683-1742 гг. был таможенной границей Москвы).

Иван Зарудный - Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)

Дмитрий Ухтомский - Колокольня Троице-Сергиева монастыря

Дмитрий Ухтомский - Красные ворота в Москве

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)

Во времена Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли, он приехал в Петербург в 1716 г. и состоял на службе у русских монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование Елизаветы. Для неё в 1741 — 1744 гг. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (не сохранился). В термах развитие типа и его важнейших композиционных принципов было доведено до совершенства. Четкие осевые композиции, выделение главного за счет контраста форм и размеров, декоративное использование ордера — все эти основы архитектурной грамоты были здесь настолько отработаны, что, казалось, в этой ясности могло потеряться искусство.

Зимний дворец

Екатерининский (Большой) дворец

Дворец М. И. Ворониова в Санкт-Петербурге

Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века

Александр Кокоринов, Жан Батист Мишель Валлен-Делаллот. Академия художеств в Санкт-Петербурге

Академия художеств Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы и которая стала бы центром распространения искусств, задумал ещё Пётр I. Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования. Академия трёх знатнейших художеств была основана в 1757 г. в Петербурге. Первоначально она не имела собственного здания и размешалась в доме её первого президента графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797). Строительство здания Академии художеств было начато и завершено уже при императрице Екатерине И.

Антонио Ринальди

Павильон «Катальная горка»

Китайский дворец

Мраморный дворец

Юрии Фельтен - Чесменская церковь

Иван Старов - Таврический дворец

Николай Львов (1751—1803 или 1804)

Джакомо Кваренги (1744—1817) Джакомо Кваренги (1744—1817), итальянец по происхождению и поклонник римских древностей, был последовательным представителем палладианства. Строгий классицистический стиль его произведений нравился Екатерине II. Кваренги возвёл в Петербурге Эрмитажный театр (1783—1787 гг.), здание Академии наук (1783—1785 гг.), Ассигнационный банк (1783— 1788 гг.), Смольный институт благородных девиц (1806— 1808 гг.) и другие постройки.

Чарлз Камерон (40-е гг. XVIII в. -1812)

Василий Баженов, Винченцо Бренна - Михайловский (Инженерный) замок

Архитектура Москвы второй половины XVIII века

Архитектура Царицыно

Василий Баженов - Дом П. Е. Пашкова

Матвей Фёдорович Казаков (1738—1812)

Скульптура

Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744)

Памятник Петру I

Императрица Анна Иоанновна с арапчонком

Федот Иванович Шубин (1740— 1805) Федот Иванович Шубин (1740— 1805), очень популярный скульптор, выполнял множество заказов. В 1773 г. он был избран в члены Академии художеств. Среди его работ особенно привлекательны женские образы. В портрете М. Р. Паниной (середина 70-х гг.) уже стареющая, но ещё красивая женщина, гордая и независимая, представлена в простом домашнем платье, украшенном бантом и кружевами.

Михаил Козловский - Бдение Александра Македонского

Памятник А. В. Суворову

Феодосии Фёдорович Щедрин (1751 — 1825)

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Живопись

Живопись первой половины XVIII века До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине.

Иван Никитич Никитин (1680 - около 1742)

«Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны»

Андрей Матвеев «Портрет супругов»

Иван Вишняков «Портрете Сарры Фермор»

Алексей Антропов «Портрете статс-дамы А. М. Измайловой»

Иван Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Антон Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Гравюра Самым доступным и распространённым видом изобразительного искусства в Петровскую эпоху была гравюра. Гравюры отражали важнейшие события, служили своеобразными учебными пособиями и иллюстрациями в книгах.

Федор Рокотов (1735 или 1736-1808)

«Портрет В. И. Майкова»

«Портрет А. П. Струйской»

«Портрет В. И. Суровцевой»

Иван Фирсов «Юный живописец»

Михаил Шибанов «Празднество свадебного договора»

Дмитрий Левицкий (1735—1822)

Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич Левицкий, писавший самые разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и т. д.

Левицкий сначала учился на родине, в Киеве, у А. П. Антропова, а затем в Петербурге. Настоящий успех и звание академика принёс ему парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769—1770 гг.). Его герой воплощает идеал эпохи Просвещения: это творческая личность, человек, осознающий свой долг и своё положение. Он мягким, но величественным жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств, одним из авторов которого был.

«Портрет П. А. Демидова»

«Портрет Г. И. Алымовой»

«Портрет М. А. Дьяковой»

Фёдор Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге Старейший и самый богатый художественный музей России получил своё название от Малого Эрмитажа — павильона, пристроенного в 1764—1767 гг. к Зимнему дворцу архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом при участии Ю. М. Фельтена. Императрица Екатерина II любила отдыхать здесь в кругу своих приближённых (франц. ermitage — «уединённое место»).

Владимир Боровиковский (1757-1825)

«Портрет М. И. Лопухиной»

«Портрет А. Б. Куракина»

«Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных»

Франция

Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй - неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом». Стиль рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.; его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо ещё сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство — более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с Католической Церковью.

Италия

В XVIII в. масштабы строительства в Италии сократились, так как многие итальянские государства были охвачены экономическим кризисом. Архитектор Филиппе Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы над проектом королевского дворца).

Англия

Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Рен был учёным, занимался анатомией, физикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился к архитектуре.

Германия

В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество мелких королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель сохранялось крепостное право) не способствовали развитию страны.

С начала XVII века в женском костюме утверждается французская мода. Зрелые дамы одеваются в платье из черного или серого атласа или тафты тех же цветов, молодые девушки носят белое или цветное платье. Оно гладко обтягивает талию и застегивается на пуговицы. Лиф спереди такой высокий, что закрывает не только грудь, но захватывает и часть шеи, а сзади имеет глубокий вырез - до половины спины. Узкие рукава имеют на плечах утолщения. Поскольку правила приличия требуют тщательно скрывать ноги, юбка имеет длину большую, чем расстояние до пола. Испанки с детства учились ходить, наступая на передний край юбки: надо было научиться делать такие мелкие шаги, чтобы носки ног не были видны из-под платья, но при этом не повредить юбку и сохранить плавность движения.

Колоколообразные фижмы и фрезы, начиная со времен Карла II сохранялись только в парадных и придворных туалетах, причем теперь они достигали особо больших размеров, что можно видеть на портрете инфанты Изабеллы Клары Евгении, написанном Рубенсом в 1615 году. В одежде для каждого дня фижмы заменили увеличенным количеством нижних юбок - летом их надевали 6-8, зимой 8-12. Украшением платья были висячие рукава, застегивавшиеся у кисти. Типично испанским предметом женского туалета стала мантилья (mantilla) - накидка из легкой шелковой материи длиной до колен.

Обувь сохранила форму «лодочки», и отделывалась довольно скромно, поскольку не выставлялась напоказ.

Народный костюм был смесью пережитков костюма прежних времен с модными частями и очень различался в отдельных областях Испании. Но почти повсеместно носили широкий пояс, который привнесли в испанский костюм мавры.

Оружие испанского дворянина в XVI-XVII вв.

С конца XV века в большинстве европейских стран начался переход от военных дружин и ополчений к вооруженным силам регулярного состава. Вполне естественно, что существенную часть постоянного войска в каждой стране составляли дворяне - потомки феодалов-рыцарей, считавшие военную службу единственным занятием, совместимым с их понятием о чести. Но в армии нового типа все большую роль играла пехота, преобладавшая над кавалерией даже в количественном отношении; дворяне же составляли конные отряды, в течение XVI века сохранявшие прежнее вооружение. Почти до конца XVI века они пользовались доспе-хом, который именовался максимилиановским в честь императора Максимилиана I и были вооружены копьем, длинным седельным мечом (в походе он висел на седле) и более коротким ручным мечом. Кроме того, конный воин имел щит и лук или арбалет. Но это было боевое оружие, которое в повседневной жизни не находило применения. Поэтому главным оружием испанского дворянина в XVI веке была шпага, которую носили при себе каждый день, как часть костюма; вложенная в ножны, шпага висела на поясной портупее, в несколько наклонном положении у левого бедра. Помимо всего прочего, шпага была знаком принадлежности ее владельца к дворянскому сословию.

В течение некоторого времени в боевых действиях шпагой использовали щит, который становился все меньше, пока не принял вид «итальянского дуэльного щита» - узкого, деревянного, обхватывающего руку с внешней стороны подобно перчаточной краге. Со временем и этот щит перестали использовать, заменив его оружием для левой руки - дагой, затем вместо даги таким оружием стал кинжал, который у любого испанца всегда был за поясом. Поединок на двойном оружии - типичный вид решения вопросов чести между дворянами в XVI веке.

Но тот же XVI век стал временем развития огнестрельного оружия, которое спустя полвека подвело окончательный итог рыцарской эпохе. Уже в XV веке войска начали использовать в сражениях пушки раннего образца; быстро развиваясь, артиллерия показала все преимущества огнестрельного оружия, и в XVI веке многие армии вооружились аркебузами - ручным огнестрельным оружием. Поначалу аркебузы были слишком тяжелы, так что для выстрела их приходилось укладывать на подпорку. В попытках снизить их вес оружейники пришли к форме мушкета.

Чем более совершенствовалось огнестрельное оружие, тем яснее становилась ненужность доспехов, и они вышли из употребления. Сохранились лишь отдельные части металлических лат - кираса для защиты груди, головной шлем-каска; они вошли в обмундирование особых подразделений - кирасирской конницы, дворцовой гренадерской охраны и т.п.; во многих странах кирасы просуществовали еще лет двести - до первых десятилетий XIX века.

Тем временем вслед за мушкетом появился пистолет, который оказался во второй половине XVI века оружием, пригодным и для конных воинов - рейтаров. Во время религиозных войн во Франции, в которые были вовлечены представители разных европейских стран, преобладающим оружием волонтеров из дворян были шпага и пистолет. Пистолет носили обычно за поясом сзади. А часто - в раструбе сапога.

Шпага тоже не оставалась без изменений. Рядом с ней появилась рапира, чье происхождение связывают с Италией. Рапира имела длинный (до 1,5 метра) и острый трех- или четырехгранный клинок, приспособленный для нанесения уколов. Такой клинок имел известные достоинства, однако его боевые возможности были меньше, чем у шпаги, заостренные лезвия которой могли наносить рубящие удары. Но шпага весила гораздо больше. Объединив достоинства рапиры и шпаги, испанские оружейники создали классическую шпагу XVI столетия, имеющую обоюдоострый клинок, сильно заостренный на конце, и снабженную гардой, надежно защищающей боевую руку. Она и вошла в историю под названием шпаги испанского образца.

Испанец не был бы испанцем, если бы всегда и повсюду не­имел при себе кинжала. С середины XVI века кроме привычных­кинжалов, носимых в ножнах за поясом, появились стилеты.­Монополия на их изобретение и изготовление принадлежала­Италии, но это изящное и смертельно опасное оружие широко­распространилось по всей Европе. Маленькие кинжалы с тонким­и острым, как игла, лезвием носили за голенищем сапога, за под­вязками чулок, в рукавах, под камзолом или курткой. Известно,­что стилеты были и у дам, которые держали это оружие самообо­роны за подвязкой чулка или за лифом платья.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия