Искусство Западной Европы

Антонио Канова (1757-1822)

Антонио Канова. Геракл и Лихас. 1796 г. Национальная галерея современного искусства, Рим.

 

Канона виртуозен не только в идиллических, но и в трагических сценах. В группе «Геракл и Лихас» (1796 г.) позы обезумевшего героя и его слуги Лихаса, которого Геракл бросает в море, странным образом повторяются. Скульптор сопоставляет фигуры могучего атлета и хрупкого, беззащитного юноши. Это заставляет задуматься о сходстве участи безумца и его жертвы: могучий Геракл так же бессилен в руках судьбы, как злополучный Лихас — в руках Геракла. [an error occurred while processing this directive]

Антонио Какова. Паолина Боргезе-Бонапарт. 1805—1807 гг. Галерея Боргезе, Рим.

 

В 1802 г. Наполеон пригласил Канову во Францию. Там скульптор выполнил несколько изображений императора и его близких. Сестра Наполеона Паолина Боргезе представлена в образе Венеры, получившей от Париса золотое яблоко (1805— 1807 гг.). Парис, согласно древнегреческому мифу, должен был разрешить спор трёх богинь - Геры, Афины и Афродиты - о том, кто из них красивее. Яблоко (приз за красоту) Парис отдал Афродите (в древнеримской мифологии Венере). В этой работе Кановы мифологический образ сливается с реальными чертами модели, натурализм в деталях оборачивается вызывающим неправдоподобием целого: так, подушка с тщательно вырезанными складочками не мнётся под локтем лежащей, постель несокрушимо тверда — тело Паолины-Венеры лишено веса.

С 1810 г. Канова стал директором римской Академии Святого Луки. Святой Лука, по преданию, написал первый портрет Богоматери с Младенцем Иисусом Христом; считался покровителем художников.

После падения Наполеона он сделал многое для того, чтобы художественные ценности, вывезенные французами, вернулись в Рим, за что получил от Папы Пия VII титул маркиза. Однако дворцовые интриги заставили скульптора покинуть столицу. Последние годы жизни Канова провёл на родине, отдав их строительству и украшению храма Троицы в Поссаньо.

Антонио Канова. Эрот, слетающий к Психее. 1792 г. Лувр, Париж.

Антонио Канова. Тесей, победитель Минотавра. 1 781 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

 

Антонио Какова - виднейший представитель итальянского изобразительного искусства XIX столетия. Сын каменотёса из городка Поссаньо, принадлежавшего Венецианской республике, Какова в 1768 г. поступил в скульптурную мастерскую в Венеции. В шестнадцать лет он уже успешно завершил своё обучение. Первые же работы молодого скульптора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Это статуи «Орфей» и «Эвридика» (1776 г.), г которых ещё заметно влияние позднего барокко, и группа «Дедал и Икар» (1777—1778гг.).

В 1780 г. Канова переехал из Венеции в Рим. Там он познакомился с произведениями античного искусства, что завершило творческое формирование мастера. От древних ваятелей он усвоил чувство тектоники — ясной, собранной, устойчивой скульптурной формы. Эти черты очевидны в мраморной группе «Тесей, победитель Минотавра» (1781 г.), где фигуры естественно образуют чёткий пирамидальный объём. Тесей — в древнегреческой мифологии герой, победивший Минотавра - получеловека-полубыка, жившего на острове Крит во дворце-лабиринте.

В скульптурной группе «Эрот, слетающий к Психее» (1792 г.) мастер изобразил встречу влюблённых после долгой, почти безнадёжной разлуки. Силуэт статуи изысканно декоративен, мягкая обработка мрамора оживляет фигуры, придавая их формам гибкость и теплоту. Крылья бога любви беспокойно трепещут — его полёт ещё продолжается; навстречу ему Психея подняла сильные и нежные руки. Не веря до конца в возвращение любимого, она ощупывает и гладит его голову.

2.7. Заказчики и заказ «малых форм» Н.В.Султанову. Самостоятельной и обширной областью творческой деятельности зодчих и художников было искусство «малых форм». При всеобщности и всеохватности «русского стиля» это было закономерно, так как составляло единое целое с архитектурой и интерьером. Наиболее изысканные и качественные изделия создавались по заказу императорского и великокняжеских дворов. Огромные коллекции церковной утвари изготовлялись на крупнейших ювелирных фабриках России. Предназначаться они могли как для придворных и столичных храмов, так и для кафедральных соборов губернских городов.

 Н.В.Султанов стремился в своем творчестве следовать не только стилистическим закономерностям архитектуры XVI - XVII столетий, но и особенностям художественного производства той эпохи. В этом с особой остротой и последовательностью давал о себе знать метод зодчего, стремившегося к «исторической правде», в ее понимании конца XIX века. Коллекции утвари по его рисункам выполнялись в мастерской К.Фаберже, на фабриках И.П.Хлебникова, Ф.А.Овчинникова, П.И.Оловянишникова, Н.В.Немирова-Колодкина, П.И.Чумакова для Александра III, великих князей, других заказчиков, которые ценили его разносторонний талант.

 Наиболее важным для себя Н.В.Султанов считал императорский и великокняжеский заказы, которые были источником создания произведений декоративно-прикладного искусства с использованием древней ювелирной техники. Основы их создания были сформулированы Н.В.Султановым в серии публикаций, в которых выявлялись принципы формообразования и декора древнерусских произведений прикладного искусства. Н.В.Султанов ратовал за широкое привлечение зодчих к разработке высокопрофессиональных проектов утвари (конкурс Санкт-Петербургского общества архитекторов и Товарищества «И.П.Хлебников», 1894-1895).

2.8. Школа Института гражданских инженеров. «Византийский стиль» в российских губерниях. Школа института, благодаря своим многочисленным талантливым выпускникам, составила заметное явление в культуре России. Архитектурная структура и художественные особенности, унаследованные от средневековой Византии, отвечали принципам рациональности, тектоничности и «конструктивности», которые исповедовались педагогами этой школы. Даже в условиях изменения стилистических приоритетов при Александре III «византийский стиль» сохранил свои позиции (отклоненные конкурсные проекты храма памяти Александра II в этом стиле украсили фойе института).

Под конструкцией в общем случае понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность. Однако единства в понимании термина у них не было. В конструктивизме существовало два основных направления: отвлеченный конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму, не преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественными задачами (развитие идущих от кубизма тенденций поиска конструктивных законов формы, пространства, внутренней архитектоники предмета и т.п.) и "производственно-проектный", направленный на художественное конструирование предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия