Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Готфрид фон Шадов (1764-1850)

Готфрид фон Шадов, Жан Пьер Анри Тассар. Гробница графа Александра фон дер Марка. 1788—1791 гг. Государственные музеи, Берлин.

 

Иоганн Готфрид фон Шадов, немецкий скульптор, учился в Берлине; посещал Дрезден, Вену, Флоренцию и Рим, где познакомился с Антонио Кановой; путешествовал по Швеции, Дании и России. С 1788 г. он руководил скульптурной мастерской в Берлине при дворе прусского короля, в 1815 г. возглавил берлинскук Академию художеств.

Первая работа фон Шадова - гробница умершего в возрасте восьми лет графа Александра фон дер Марка (1788—1791 гг.), выполненная скульптором вместе с учителем - французским скульптором Жаном Пьером Анри Тассаром (1727—1788). По средневековой рыцарской традиции умерший изображён лежащим в воинских доспехах на саркофаге. Но в позе и облике юного графа столько трогательной непосредственности, что его шлем и меч кажутся игрушками; перед зрителем - заснувший за игрой ребёнок. Рельеф в нише над саркофагом изображает мойр: суровая старуха Атропос готова оборвать едва начавшуюся нить жизни, молодая Клото умоляет пощадить мальчика. Мойры — в древнегреческой мифологии богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос обрезает жизненную нить.

Готфрид фон Шадов. Луиза и Фредерика. 1795—1797гг. Государственные музеи, Берлин.

 

Фон Шадов — автор целой галереи скульптурных портретов деятелей немецкой культуры. В бюстах писателя Кристофа Мартина Виланда (1805 г.) и поэта Иоганна Вольфганга Гёте (1822—1823 гг.) скульптор добился удивительной глубины образов при предельно сдержанной манере: черты лишь намечены, но лица кажутся живыми.

Однако в некоторых своих работах фон Шадов слишком увлекался натурализмом. Так, в группе «Луиза и Фредерика» (1795—1797 гг.). изображающей принцесс великого княжества Мекленбург-Стрелиц (ко времени завершения работы скульптора первая из сестёр стала прусской королевой), виртуозно изваянные нежные формы лиц и рук соседствуют с дробными, чёткими линиями их одежд и причёсок. Есть в этих статуях что-то неправдоподобное, кукольное, сходное с позднеготической скульптурой.

Фон Шадов раньше других современников почувствовал, что старые, традиционные формы ваяния начинают вырождаться.

Готфрид фон Шадов. Фельдмаршал Г. Л. Блюхер. 1819 г. Росток.

 

Фон Шадов владел и строгим языком монументальных форм — в 1789—1794 гг. он выполнил квадригу с фигурой Победы для Бранденбургских ворот в Берлине. Однако скульптору была ближе реалистическая, почти бытовая трактовка образов, даже когда он работал над памятниками. Такова установленная в 1794 г. в Берлине статуя генерала Ханса Иоахима фон Цитена, который изображён в глубокой задумчивости.

В Ростоке с 1819 г. стоит памятник герою наполеоновских войн генерал-фельдмаршалу Гебхарду Леберехту Блюхеру, главнокомандующему прусской армией в битве при Ватерлоо. Кажется, что полководец в косматой бурке сейчас спустится с пьедестала. Фон Шадов прекрасно передал пылкий, решительный характер Генерала. Вперёд — такое прозвище было у Блюхера.

«Византийский стиль» мыслился как главный архитектурный стиль не только России, но и других славянских стран и Греции (он стал наиболее характерным стилем церковной архитектуры Сербии, Болгарии, Румынии, Греции). Константинополь мыслился как центр Всеславянско-греческого союза с Россией во главе. «Всеславянская федерация, с Россией во главе, со столицею в Царьграде – вот единственное разумное, осмысленное решение великой исторической задачи, получившей в последнее время название восточного вопроса» (Н.Я. Данилевский).

В образах храмов «византийского стиля» восточный вопрос обрел одно из своих наиболее ярких воплощений. Пики эволюции «византийского стиля» в архитектуре довольно точно совпадали с периодами государственного и общественного интереса к Византийскому наследию и к Царьграду. Первый пришелся на 1840-е – начало 1850-х годов и объяснялся попыткой правительства принять под российское покровительство православное население Турции (предложение аннексии Константинополя). В этих условиях Российский император мыслился как наследник правителей Византии. Творческий импульс выразился в проекте Владимирского собора в Киеве, который митрополит Филарет просил выполнить «в стиле афинских церквей».

 Второй период датируется 1870-ми годами - освобождением православных народов на Балканах (обсуждалось секретное соглашение о Константинополе и о свободе проливов). Н.Я.Данилевский откликнулся главой «Царьград» в книге «Россия и Европа» (1871), а развитие «византийского стиля» в 1870-е годы ознаменовалось сооружением крупнейших городских и монастырских соборов. На протяжении третьего периода, в начале ХХ века, в России возникли самые значительные «реплики» константинопольского Софийского собора. Мысли о «Софии-Премудрости Божией», руководящей православными правителями, обрела необыкновенную актуальность и образное выражение в зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, книжной графике.

Развитие исторической науки привело к пониманию родственности средневековой архитектуры Причерноморья, Кавказа и Византии. По мере расширения знаний об истории и культуре Византии и ее влияния на окружающий мир, становилась все более отчетливой ее роль в духовной жизни России, которая воспринималась как наследница великих традиций Восточной Римской империи. Из всех областей этого влияния – духовной, культурной, исторической, образовательной и других, наиболее заметной оказалась архитектурная деятельность.

Под конструкцией в общем случае понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность. Однако единства в понимании термина у них не было. В конструктивизме существовало два основных направления: отвлеченный конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму, не преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественными задачами (развитие идущих от кубизма тенденций поиска конструктивных законов формы, пространства, внутренней архитектоники предмета и т.п.) и "производственно-проектный", направленный на художественное конструирование предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия