Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Антуан Гро (1771—1835)

Антуан Гро. Наполеон на Аркольском мосту. Этюд. 1797 г. Лувр, Париж.

 

Жан Антуан Гро, сын парижского миниатюриста, с четырнадцати лет занимался в мастерской Жака Луи Давида, не разделяя, однако, революционных убеждений своего учителя. В 1793 г. он уехал в Италию и поселился в Генуе. Здесь Гро прожил три года и снискал славу замечательного портретиста. 1 796— 1801 гг. мастер провёл в свите жены Наполеона Жозефины в Милане; там он стал членом комиссии, которая отбирала художественные ценности для вывоза во Францию, затем был назначен офицером штаба наполеоновской армии.

В 1801 г. художник вернулся в Париж и выставил в Салоне картину «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.). Гро запечатлел одну из первых побед Наполеона: в ноябре 1796 г., во время жестоких боёв за мост близ итальянского городка Арколе, молодой генерал лично возглавил атаку и французы овладели переправой. На фоне сумрачного неба предстаёт стройная, твёрдо очерченная фигура полководца, уверенно шагающего навстречу вражескому огню. Эта работа принесла художнику успех. Давид почтил ученика, сказав ему: «Вы оживили мои статуи». [an error occurred while processing this directive]

Гро с самого начала отказался от классических сюжетов — его больше привлекала современная история. Работая над серией картин, посвящённых египетско-сирийской экспедиции наполеоновской армии (1798—1799 гг.), он, в сущности, открыл Восток для европейской живописи XIX столетия. В 1799 г. французские войска в Сирии сильно пострадали от чумы; говорили, что больные солдаты были отравлены по приказу Наполеона. Желая опровергнуть эти обвинения, он заказал Гро картину «Бонапарт, посещающий зачумлённых в Яффе» (1804 г.).

Другим вкладом Гро в «наполеоновскую легенду» явилась картина «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808 г.). Здесь император, разбивший соединённую русско-прусскую армию, предстаёт как милосердный победитель, велящий оказать помощь раненым врагам. В этой сиене немало фальши, но трагизм войны передан без прикрас: небо черно от дыма; на первом плане громоздятся замёрзшие трупы, среди которых шевелятся раненые; в глубине картины на снежной равнине проступают грязно-жёлтые пятна: тоже груды тел, припорошенные снегом...

После падения Наполеона Давид, изгнанный из Франции, оставил Гро своих учеников. Возглавив мастерскую учителя, Гро подчинил своё творчество его взглядам и стал насаждать классицизм. Он отрёкся от всего, чему служил в искусстве, когда в 1825 г. закончил роспись купола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII. Король пожаловал Гро баронский титул за эту работу, но художник прекрасно видел её слабости. Вскоре шестидесятичетырёхлетний Гро покончил с собой.

Антуан Гро. Бонапарт, посещающий зачумлённых в Яффе. 1804 г. Лувр, Париж.

Антуан Гро. Наполеон на поле битвы при Эйлау. 1808 г. Лувр, Париж.

Осуществление государственных программ (создание теории и практика исторических стилей в архитектуре, охрана, изучение и реставрация архитектурного наследия, историческое образование зодчих) оставалось доминантой творчества Н.В.Султанова, занимавшего в 1903-1908 высшую архитектурно-строительную должность. В типологии создаваемых им сооружений преобладали храмы, ансамбли усадеб, дворцовые интерьеры. Он подготовил проект всеобъемлющего законодательства по охране памятников старины (1908), разработал основополагающие документы Комитета попечительства русской иконописи (с С.Д.Шереметевым и Н.П.Кондаковым, 1901), возобновил изучение памятников древней архитектуры в Академии художеств (с В.В.Сусловым и Г.И.Котовым, 1903), участвовал в основании Пушкинского дома (по инициативе в. кн. Константина Константиновича). Эта деятельность была продолжена Обществом защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909-1917).

3.2. Заказ, развитие науки и типологии «русского стиля». «Русский стиль» начала ХХ века получил в науке название «неорусского» из-за характерных отличий от «стиля Александра III», предпочитавшего образцы XVI-XVII веков. Стилистические изменения определялись не только новыми творческими поисками зодчих, но и расширением области архитектурного заказа (особенно после разрешения храмостроения старообрядцам, предпочитавшим «дониконианские» образцы, то есть преимущественно «новгородско-псковское» направление), значительно расширялась типология.

Наряду с теоретическим интересом знание исторических архитектурных форм имело практическую направленность. В конце XIX - начале ХХ века сформировались представления о четырех центрах русской средневековой архитектуры: «киево-черниговский», «новгородско-псковский», «владимиро-суздальский» и «московский» («московско-ярославский» или «царский»). Эти знания послужили источником четырех вариантов «русского стиля». При Александре III поддержку государственной власти получил «московский» («московско-ярославский») стиль, основанный на исследованиях памятников зодчества XVI – XVII веков.

В начале века широкое распространение получило «новгородско-псковское» направление, основанное на интерпретации форм средневекового зодчества Великого Новгорода и Пскова. Его исследование связано с именами Н.А.Мартынова, И.И.Горностаева, А.С.Уварова, В.А.Прохорова, Г.Д.Филимонова, В.В.Суслова и многих других. «Программным» примером этого направления стал храм Абрамцеве (В.А.Васнецов, 1882), но тогда еще не возник заказ на эту стилистику, в то время как в начале ХХ века она нашла широчайшее применение в творчестве В.А.Покровского, А.В.Щусева, А.П.Аплаксина, С.С.Кричинского и других зодчих.

 

. Дадаизм. Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной молодежи в разгар Первой мировой войны, просуществовало с 1916 по 1922 гг. Главные теоретики и организаторы Т.Тцара и Х.Балль. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовые изделия) - предметы обихода (велосипедное колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве равноценных и полноправных произведений искусства; открывшего этим новую эпоху в искусстве ХХ в.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия