Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)

В 1824 г. Энгр вернулся во Францию. В монументальном полотне, заказанном министром внутренних дел Франции — «Обет Людовика XIII. просящего покровительства Богоматери для Французского королевства» (1824 г.), он подражал живописному стилю кумира тогдашней публики, итальянского мастера эпохи Возрождения Рафаэля. Картина, выставленная в парижском Салоне 1824 г. вместе с «Хиосской резнёй» Эжена Делакруа, принесла Энгру первый крупный успех. Отныне французские живописцы — противники романтизма — видели в нём своего вождя.

Тогда же Энгру было заказано живописное произведение для собора французского города Отен. Художнику надлежало изобразить покровителя города Святого Симфориона. Этого знатного жителя римской колонии, положившей начало Отену, в конце II в. казнили за то, что он исповедовал христианство. Над картиной «Мучение Святого Симфориона» (1834 г.) Энгр проработал десять лет, сделав более ста эскизов. Возможно, Энгр поставил перед собой слишком сложную задачу: хотел изобразить большую массу людей, притом в движении. Толпа, ведущая святого на казнь за городские ворота, кажется хаотическим нагромождением фигур. Однако на этом фоне выделяется мать Святого Симфориона, которая провожает мученика на подвиг, стоя на крепостной стене. Выставляя картину в Салоне, Энгр рассчитывал на успех, однако публика отнеслась к его работе равнодушно.

Разочарованный Энгр поспешил покинуть Париж; в 1834 г. он был назначен директором Французской академии в Риме и в течение шести лет возглавлял этот центр заграничной стажировки молодых французских художников.

Жан Огюст Аоминик Энгр. Портрет мадам Ривьер. 1805 г. Лувр, Париж.

 

В 1805 г. Энгр написал портреты преуспевающего чиновника Филибера Ривьера, его жены и пятнадцатилетней дочери. Каждый из членов семейства Ривьер изображен за любимым занятием: отец просматривает гравюры, мать полулежит на мягкой кушетке, дочь гуляет по берегу реки. Естественность ситуации помогла художнику полнее раскрыть характеры, этой же цели подчинены все выразительные средства, начиная с формата картин. Прямоугольное обрамление подчеркивает светскую важность и чопорность господина Ривьера, овал — ленивую фацию госпожи Ривьер, а полукруглое завершение рамы, как у картин эпохи Возрождения, — романтическую задумчивость их дочери. Основа художественного языка Энфа — чёткий, но пластичный и как бы одушевлённый контур. На первый взгляд его палитра — простое сочетание ярких несмешанных красок; только приглядевшись, зритель открывает удивительное богатство тонов в этих красных, серых, белых пятнах.

 

Жан Огюст Доминик Энгр. Эдип и Сфинкс. 1808 г. Лувр, Париж.

 

Жан Огюст Доминик Энгр был приверженцем классических идеалов — и при этом художником глубоко самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины.

Энгр родился в городке Монтобан на юге Франции. Его отец был скульптором-декоратором и живописцем. В 1796 г. Энгр перебрался в Париж, поступил в мастерскую Жака Луи Давида, но около 1800 г. навсегда рассорился со своим учителем. В 1802 г. Энгр был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию за счёт французского правительства, однако поездку отложили на неопределённый срок из-за скудности бюджета. Художник остался в Париже, зарабатывая на жизнь портретами. Энгрвсегда брался за них неохотно, считая портрет слишком мелкой для себя задачей, хотя именно в этом жанре он достиг наивысшего мастерства.

В 1806 г. Энгр наконец смог отправиться в Италию. Когда истёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх и риск. Молодой живописен с головой погрузился в изучение художественного наследия античности и эпохи Возрождения. Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства: выразительность силуэтов древнегреческой вазописи — в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида» (1811 г.); пластику скульптурного рельефа — в работах «Сон Оссиана» (1813 г.), «Вергилий, читающий «Энеиду» семье императора Августа» (1819 г.); насыщенные краски готической миниатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г.).

Жан Огюст Доминик Энгр. Источник. 1856 г. Музей Орсе, Париж.

 

В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник», задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы. Энгровский «Источник» свидетельствует о том, что и в шестидесятилетнем возрасте его автор сохранил свежие чувства, верный глаз и твёрдую руку; по словам голландского художника Винсента Ван Гога, «эта вещь всегда была, есть и будет чем-то поистине новым».

Творческая биография Энгра занимает всю первую половину XIX в.: он учился у Жака Луи Давида и пережил Эжена Делакруа. Мастер неприязненно относился к романтикам, взбунтовавшимся против академических традиций; поборники неоклассицизма считали его вождём. Однако в своих произведениях Энгр воплотил собственное, глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий.

Жан Огюст Доминик Энгр. Одалиска и рабыня. 1 839 г. Художественная галерея Уолтере, Балтимор.

 

В картине «Одалиска и рабыня» (1839 г.) Энгр явно соревновался с Делакруа: выбрал композицию, близкую к «Алжирским женщинам в своих покоях», и решил её по-своему. Одалиска - наложница в гареме. Пёстрый, многокрасочный колорит полотна возник вследствие увлечения художника восточной миниатюрой.

В 1841 г. живописец вернулся в Париж. Теперь он избегал участия в выставках, но много работал для частных лиц. К нему постоянно обращался с заказами сын короля Луи Филиппа Фердинанд Филипп, герцог Орлеанский. Герцог был личностью бесцветной — так считало большинство современников, но не Энгр, написавший в 1842 г. его портрет. Нельзя сказать, что художник приукрасил внешность герцога, он просто ловко подобрал освещение, фон, позу, костюм, чтобы благородная осанка и обаяние заказчика не остались незамеченными.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Луизы д'Оссонвиль. 1842—1845 гг. Лувр, Париж.

 

«Портрет Луизы д'Оссонвиль» (1842—1845 гг.) подчёркнуто скромен — эта красивая и образованная дама не нуждалась в идеализации. И всё же, когда полотно было готово, кто-то сказал заказчице: «Должно быть, господин Энгр был в вас влюблён, если так вас написал». В характерном жесте графини д'Оссонвиль, который художник заимствовал из древнеримских росписей, слились воедино смирение и загадка. Художник нашёл для этого портрета неожиданный фон — зеркало. Оно придаёт картине завораживающую глубину и позволяет видеть фигуру героини сразу в двух ракурсах.

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая купальщица. 1808 г. Лувр, Париж.

 

На этом холсте Энгр одним из первых среди европейских живописцев представил наготу героини просто как мотив бытового жанра. Композиция решена очень целомудренно: золотисто-розовое тело на фоне холодноватой белизны простынь неподвижно, его оживляют нежные, виртуозные переходы светотени.

«Владимиро-суздальское» направление опиралось на исследования средневекового владимиро-суздалького зодчества и было представлено в правительственных заказах (из-за своего репрезентативного характера): Александро-Невский собор в Варшаве (Л.Н.Бенуа, 1894-1912), храм Христа Спасителя «на Водах» (М.М.Петертяткович, 1910-1912), Федоровский храм памяти 300-летия Дома Романовых (С.С.Кричинский, 1911-1914) и другие. Мотивы «киево-черниговского» направления также находили применение в архитектуре.

 Творчество Н.В.Султанова представляло «консервативное» направление, опиралось на государственный заказ (проекты храмов в Одессе, 1903; в Мариенбаде, 1902–1904; в Санкт-Петербурге, 1904-1906). «Научный» метод Н.В.Султанова не допускал «стилизации» и неточного использования исторических образцов, нарушения закономерностей структуры образа, их трансформации в угоду визуальным эффектам. Из-за конфликта с набиравшими силу новыми тенденциями, он больше погружался в проблемы охраны архитектурного наследия и научные труды.

3.3. Заказ, типология и распространение «византийского» стиля. В начале ХХ века развитие «византийского стиля» претерпело качественные изменения, более разнообразными стали архитектурные формы, зодчие показали гораздо больше творческой свободы при создании разнообразных композиций в условиях разнообразной типологии. Грандиозные соборы этого стиля - в Кронштадте (В.А.Косяков), Поти (Р.Р.Марфельд), Софии (А.Н.Померанцев), Царицыне (А.А.Ященко) напоминали о наследии древней Византии. В этих проектах по-новому происходит художественное осмысление архитектурных форм и пространственного построения константинопольского собора св. Софии. Если вспомнить, что в Евпатории был построен Свято - Никольский собор, создан проект «византийского» храма для Феодосии, а Владивосток современники называли «тихоокеанским Константинополем», его бухту – «Золотой Рог» (во Владивостоке также предполагалось возведение грандиозного Морского собора), то еще яснее становится выбор создателями храмов «византийского стиля», выражавшего вселенский размах православной империи.

В начале века в развитии «византийского стиля» (творчество А.А.Латкова, Ю.Н.Терликова, П.П.Малиновского, Ю.П.Жданова, А.Б.Турчевича и других) преобладали «консервативные» тенденции (по сравнению с более динамично развивавшимся «русским стилем»). В провинциальном зодчестве сложился облик пятиглавого храма с колокольней, а иногда и с трапезной: в центральных областях России, на Урале, и в Сибири.

. Дадаизм. Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной молодежи в разгар Первой мировой войны, просуществовало с 1916 по 1922 гг. Главные теоретики и организаторы Т.Тцара и Х.Балль. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовые изделия) - предметы обихода (велосипедное колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве равноценных и полноправных произведений искусства; открывшего этим новую эпоху в искусстве ХХ в.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия