Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Теодор Жерико (1791-1824)

Теодор Жерико. Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). 1812 г. Лувр, Париж.

 

Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился выставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.). Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя; даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне.

Н.В. Покровский (1848-1917) как ученик Н.И.Барсова. Традиции Санкт-Петербурской Духовной Академии и становление отечественной церковной археологии. Стажировка в Европе (1874-1877) и впечатления от лекций Ф. Пипера и Фр. Кс. Крауса. Влияние Дж.Б. Росси. Возглавление кафедры церковной археологии в СПб. Духовной академии. «Происхождение древнехристианской базилики» (1880) и концепция истоков христианской храмовой архитектуры из древнеримской строительной традиции. «Евангелие в памятниках иконографиии…» (1892). Полемика с В.В. Болотовым о периодизации раннехристианского искусства. Покровский как директор СПб. Археологического института и организатор Археологического музея. Теоретические положения Покровского в «Мерах к улучшению русского иконописания» (1899). Покровский как церковный археолог (цикл лекций «Очерки памятников христианского искусства и иконографии», 1894) и как историк архитектуры (цикл лекций «Памятники христианской архитектуры», 1910). Роль литургики и богословия в расширении иконографического метода.

А.П. Голубцов (18__-1911). Профессорство в Московской Духовной Академии. «Из чтений по церковной археологии и литургике» (1917). Различение «антикварного предмета» и «археологического памятника» (последний несет в себе «историческую характерность» и «личные отношения», а в целом – «печать эпохи», которую надо «угадать»).

Е.К.Редин (1863-1908). «Заметки по христианской иконографии» (1894). «Мозаики Равеннских церквей» (1896). Д.В. Айналов (1862-1939) как ученик Кондакова. «Мозаики IV и V вв.» (1895). «Эллинистические основы византийского искусства» (1900). «Этюды по истории искусства Возрождения» (1908). С.И.Жебелев (1867-1941).

Теодор Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821 г. Лувр, Париж.

 

В 1820—1821 гг. Жерико побывал в Англии, где познакомился с пейзажами Джона Констебла.

Под влиянием работ английского мастера он написал «Скачки в Эпсоме» (1821 г.). Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; подвижны низкие облака, подвижны их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны. Жерико, бывалый наездник, показал мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

В 1822 г. художника постигло несчастье: он упал с лошади, получив тяжёлую травму позвоночника. Через два года, на тридцать третьем году жизни, он умер. Автор некролога в одной из парижских газет назвал Теодора Жерико «юным романтиком» — так впервые был замечен романтизм во французской живописи.

Теодор Жерико. Плот «Медузы». Фрагмент. 1818—1819 гг. Лувр, Париж.

 

Вернувшись в Париж, художник задумал картину в память о событии, взволновавшем всю Францию. В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать человек. Двенадцать дней спустя их спасло судно «Аргус». В картине «Плот Медузы» (1818— 1819 гг.) Жерико добивался максимального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре, портовом городе на северном побережье Франции. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших: они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». Но корабль далеко, у самого горизонта, там ещё не заметили терпящих бедствие, а ветер относит их плот в противоположную сторону. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы».

Теодор Жерико. Раненый кирасир, покидающий поле боя. 1814 г. Лувр, Париж.

 

Успех первой картины Жерико был омрачён известием о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника — «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.). Французский историк Жюль Мишле писал, что Теодор Жерико создал «как бы эпитафию солдату 1814 года».

В 1816—1817 гг. Жерико жил в Италии. Знакомство с произведениями мастеров эпохи Возрождения сочеталось с впечатлениями от повседневной жизни. Художника особенно увлекли скачки неосёдланных лошадей, которые он увидел в дни февральского карнавала в Риме. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) кисти Жерико доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными пятнами света.

Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: 1. гармонизации аморфных цветовых сочетаний; 2. создания геометрических абстракций. Первое направление (главные представители - ранний Кандинский, Ф.Купка) довело до логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области "освобождения" цвета от форм видимой реальности. Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и синестезических обертонах, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", движение "космических сил", а также - лиризм и драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий и т. п.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия