Искусство Европы и России на рубеже 19-20 века

Учебник для Худ-графа
Живопись 19 век
Архитектура 19 века
Культура 20 века
Скульптура
Искусство
Западний Европы
Искусство России
Архитектура Германии
Антонио Канова
Бертель Торвальдсен
Готфрид фон Шадов
Живопись Испании
Франсиско Гойя
Живопись Франции
Жак Луи Давид
Антуан Гро
Жан Огюст Доминик Энгр
Теодор Жерико
Эжен Делакруа
Живопись Германии
Филипп Отто Рунге
Каспар Давид Фридрих
Живопись Англии
Уильям Блейк
Джон Констебл
Джеймс Уистлер
Уильям Тернер
Архитектура и скульптура
Огюст Роден
Камиль Коро
Жан Франсуа Милле
Оноре Домье
Эдуард Мане
Импрессионизм
Клод Моне
Огюст Ренуар
Неоимпрессионизм
Жорж Сера
Постимпрессионизм
Поль Гоген
Живопись Германии
Андерс Цорн
Искусство XIX-XX веков
Обри Бердсли
Гютсав Моро
Одилон Редон
Пьер Морис Дени
Анри Руссо
Модерн
Фердинанд  Ходлер
Джеймс Энсор
Архитектура
Отто Вагнер
Йозеф Хофман
Чарлз Ренни Макинтош
Луис Салливен
Эктор Гимар
Петер Беренс
Антуан Бурдель
Аристод Майоль
Искусство XX века
Людвиг Мисс Ван дер Роэ Один из ведущих архитекторов Германии и США
Ле Корбюзье
Архитектура второй
половины XX века
Национальный конгресс
Скульптура
Генри Мур
Скульптура конструктивизма
Живопись
Фовизм
Анри Матисс
Экспрессионизм
Кубизм
Пабло Пикассо
Футуризм
Неопластицизм
Дадаиз
Сюрреализм
Сальвадор Дали
Оп-арт
Гиперреализм
Боди-арт
Концептуализм
Искусство России
Архитектура
Союз архитекторов
Всероссийский выставочный центр
Дворец съездов
Скульптура
Рабочий и колхозница
Воин-освободитель
Памятник Юрию Долгорукому
Живопись
Кузьма Петров-Водкин
Выставка Бубновый валет
Выставка «Ослиный хвост»
Марк Шагал
Василий Кандинский
Павел Филонов
Кубофутуризм
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Художественные объединения
Общество Московских
Художников
Лианозовская группа
Сюрреализм
Соц-арт
Искусство Доколумбовой
Америки
Культура Ацтеков
Европа 18 век
Луврский музей в Париже
Архитектура Позднего
Барокко
Британский музей
в Лондоне
Картинная галерея старых мастеров в Дрездене
Архитектура
Санкт-Петербурга
Европа 17 век
Болонская академия
Эль Греко
Питер Пауэл Рубенс
Рембрандт Ван Рейн
Никола Пуссен
Искусство Возрождения
Леонардо да Винчи
Живописец Рафаэль
Искусство Маньеризма
Микеланджело Буонарроти
3D Studio Max
Установка
Моделирование
Освещение и текстуры
Анимация и визуализация
Советы
Программа Maya
Методы работы
Моделирование
Полигоны
Освещение
Анимация и визуализация
Эффекты рисования
Эффективность и артистичность
Графический редактор ACAD
Основные понятия
Подготовка рабочей среды
Черчение в ACAD
Трехмерное моделирование

Искусство рубежа XIX-XX веков

Конец XIX в. в европейских странах и США — время стремится технического прогресса. Но могло показаться, что в «процветающем» индустриальном обществе материальные ценности возобладай духовными, а рационализм и расчёт — над живыми чувствами. Реалистическое искусство видело свою задачу лишь в точном отображении окружающей жизни. Именно тогда в кругу французских поэтов, в числе которых были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, родилось новое художественное течение — символизм (от греч. «симболон» — «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии, видений и грёз. Ведь в основе художественного творчества, по мнению символистов, должно лежать не раж следование реальной форме, а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой формой, в тайную, непознаваемую разумом сущность явлений «изначальную идею».

Искусство Западной Европы

Живопись

Модерн и символизм в живописи и графике

Обри Бердсли (1872—1898) Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фасонов костюмов. Этот мастер, проживший всего двадцать пять лет (он умер от туберкулёза), оставил обширное графическое наследие - главным образом иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, сделанные по заказам различных журналов. Так, например, в Гарвардском институте искусств Корбюзье строит композицию на противопоставлении прямоугольного призматического объема и двух врезающихся в него криволинейных пластических образований.

Иллюстрации к роману Т. Мэлори «Смерть Артура»

Иллюстрации к пьесе О. Уайльда «Саломея»

Иллюстрации к поэме Александра Попа «Похищение локона» и серия «Библиотека Пьеро»

Антуан Гро (1771—1835) Жан Антуан Гро, сын парижского миниатюриста, с четырнадцати лет занимался в мастерской Жака Луи Давида, не разделяя, однако, революционных убеждений своего учителя. В 1793 г. он уехал в Италию и поселился в Генуе. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)

Рисунки для журнала «Савой»

Производственное искусство. Казеиновая темпера Техника живописи различных мастеров

Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение "Производственное искусство", уходящее корнями в футуризм начала XX в., проявляющееся в интеграции искусства и техники. Его сторонники отрицали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как «новую форму практической деятельности». Движение это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в процессе формально-эстетических экспериментов "выходили" в предметный мир, а с другой - на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому производственное искусство носило ярко выраженный социально-художественный характер. Производственники (художники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали социальный заказ промышленности. Византия сыграла огромную роль в становлении культуры многих государств и народов. Но если применительно к Западной Европе следует говорить лишь о плодотворном влиянии византийского искусства, то народы, принявшие христианство из рук Византии, изначально развивали своё искусство в рамках норм, выработанных на почве «второго Рима» — Константинополя.

Пьер Пюви де Шаванн (1824—1898)

«Надежда»

Цикл «Жизнь Святой Женевьезы» Выдающимся произведением Пюви де Шаванна стал цикл монументальных панно «Жизнь Святой Женевьевы» (1874—1898 гг.) для Пантеона (бывшей церкви Святой Женевьевы) в Париже. Панно (франц. panneau) - изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков. Огромные холсты представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодостаточен.

«Священная роща, возлюбленная музами и искусствами»

«Бедный рыбак»

«Видение античности»

Гютсав Моро (1826—1898) Современник Пьера Пюви де Шаванна французский живописец Гюстав Моро также был тесно связан с символизмом, однако характер его творчества совершенно иной. Он стремился следовать двум основным принципам, которые сам же сформулировал. Один из них — принцип «прекрасной инерции». Творчество Микеланджело История зарубежного и русского искусства

Одилон Редон (1840-1916)

Серия литографий «В мечте»

«Ворон»

«Профиль света»

«Христос Святого Сердца»

«Будда»

«Красная сфера» и «Зелёная смерть» Эти порождённые ужасом видения представляют собой своеобразное продолжение графических композиций, но только в красках. Из расплавленной красной лавы встаёт тело зелёной змеи, постепенно превращающееся в человеческую фигуру.

«Рождение Венеры»

«Женщина среди цветов»

Группа «Наби» В 1889 г. в Париже появилась новая творческая группа, члены которой называли друг друга «наби» (от древнеевр. «нави» — «вестник», «пророк»). Она состояла из молодых художников — Мориса Дени (1870— 1943), Поля Серюзье (1863-1927), Жана Эдуарда Вюйяра (1868—1940), Пьера Боннара (1867—1947), Поля Эли Рансона (1864—1909) и др. Феликс Валлоттон (1865—1925) формально в группу не входил, но работал в том же направлении. Молодые люди посещали Академию Жюльена, названную в честь основателя, французского живописца и педагога Родольфа Жюльена (1839—1907).

Жан Эдуард Вюйяр «Лама в синем»

Поль Серюзье «Портрет Поля Рансона в облачении Наби»

Пьер Боннар - Плакат для журнала «Ревю бланш»

Морис Дени

«Католическое таинство»

«Лестница в листве»

«Процессия под деревьями» На полотне «Процессия под деревьями» (1892 г.) на переднем плане проплывают бесплотные белые призраки, их одежды покрыты орнаментом ажурных теней, которые отбрасывают не изображённые художником кроны деревьев.

Жан Эдуард Вюйяр

«Лестница»

«Под лампой»

«Штопальщица»

«В комнатах» и «Читающая»

Феликс Валлоттон «Песчаные берега Луары» Среди членов группы «Наби» не без влияния Гогена возник интерес к ксилографии (от греч. «ксилон» — «срубленное дерево» и «графо» - «пишу», «рисую»), гравюре на дереве. Наиболее интересные опыты в этой области принадлежали швейцарцу Валлоттону.

Анри Руссо(1844—1910)

«Война»

«Автопортрет»

«В тропическом лесу. Нападение тигра на быка»

Модерн

Густав Климт (1862-1918)

«Любовь»

«Музыка»

«Юдифь»

Цикл «Бетховенский фриз»

«Поцелуй»

«Портрет Адели Блох-Бауэр» Большое место в творчестве Климта занимал портрет. Чаще всего он писал женские образы, наделяя их то романтической мягкостью, то выразительной эмоциональностью. Одним из самых оригинальных стал «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907 г.).

«Крестьянский сад с подсолнухами»

«Смерть и жизнь»

Фердинанд Ходлер (1853-1918)

Доходный дом на Каменноостровском проспекте

«Эвритмия»

«Женщина в экстазе»

«Отступление при Мариньяно»

Эдвард Мунк (1863-1944)

«Больная девочка»

«Танец жизни»

«Мадонна» Пытаясь наполнить картины глубоким философским смыслом, Мунк нередко обращался к женским образам. Отношение к женщине — самая сложная и мучительная сторона личной и творческой жизни мастера. Он смотрел на женщину как на источник высшей земной красоты, которая в то же время несёт в мир грех, зло и разрушение. Эти взгляды художника отразились в картине, с циничной иронией названной им «Мадонна» (1894 г.). Темные тяги, образуя квадрат и круг в плане, ограничивают пространство, подчеркивают статичность, замкнутость его.

Джеймс Энсор (1860-1949)

«Изгнание Адама и Евы из рая» и «Христос, усмиряющий бурю»

«Интрига»

«Автопортрет с масками»

«Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года»

Микалоюс Чюрленис (1875—1911)

«Истина» Микалоюс Константинас Чюрленис родился в Литве, в городе Ораны (ныне Варена), а детство провёл в Друскининкае. Под влиянием отца-органиста он получил музыкальное образование. Только в двадцать восемь лет, уже написав несколько музыкальных произведений, Чюрленис поступил в школу живописи в Варшаве, а в 1904 г. стал студентом Варшавского государственного училища.

«Соната солнца»

«Соната весны»

«Rex» (лат. «король»)

Архитектура Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окончательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий. Ордер (от лат, ordo - «ряд», «порядок») - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление.

Отто Вагнер - Майолик-хауз

Адольф Лоос - Дом Штейнера

Йозеф Оль брих - Здание Сецессиона

Август Эндель - Фотоателье «Эльвира»

Йозеф Хофман - Дворец Стокле

Чарлз Ренни Макинтош - Школа искусства Прямоугольное в плане здание было предназначено для одной цели — служить обучению молодых художников. Фасад прорезают ряды высоких окон, перемежающиеся пилястрами оригинальной формы.

Луис Салливен - Небоскреб Гаранти-биллинг

Антони Гауди (1852-1926)

Дом Висенса

Дом Капричо

Дворец Гуэль

Усадьба Гуэль. Ворота

Парк Гуэль У входа в парк Гуэль стоит домик-привратника. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. От входа ведёт лестница, на которой сидит совсем не страшный, неуклюжий и толстый дракон. Он лениво греется на солнце у подножия «античного храма». Это сооружение было задумано как общественный рынок, а в парке его превратили в галерею - укрытие от палящего солнца.

Дом Батло

Дом Мила

Церковь Саграда Фамилия

Церковь Саграда Фамилия. Фрагменты (1)

Церковь Саграда Фамилия. Фрагменты (2)

Виктор Орта (1861 — 1947)

Дом Тасселя Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств.

Дом Сольве

Народный дом

Анри Ван де Велде (1863-1957)

Дом «Блюмемверф»

Квартира Кесслера

Фолькванг-музей

Школа искусств и ремёсел В 1903 г. ван де Велде возглавил Веймарскую школу искусств и ремёсел и получил заказ на строительство зданий для неё и Академии художеств в Веймаре. В новом здании школы, построенном в 1906 г., архитектор попытался освободиться от декора, орнамента и прихотливых линий.

Вилла Хохенхоф

Театр Веркбунда

Музей Крёллер-Мюллер

Эктор Гимар (1867—1942)

Петер Беренс (1868-1940) Петер Беренс родился в Гамбурге в богатой аристократической семье. Восемнадцатилетним юношей он поступил в живописный класс Художественной школы в городе Карлсруэ. В течение десяти лет Беренс был поглощён поисками своего стиля. В 1896 г. он уехал в Италию, а вернувшись в Германию, обратился к декоративно-прикладному искусству, которое в то время привлекло пристальное внимание художников.

Турбинная фабрика

Посольство Германии

Газовая фабрика

Живопись

Антуан Бурдель (1861-1929)

«Голова Аполлона»

«Геракл, стреляющий из лука» За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные образы. Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909 г.) принесла Бурделю первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом.

«Пенелопа»

«Сафо»

«Победа»

Аристод Майоль (1861-1944)

«Леда»

«Средиземное море» («Мысль»)

«Скованная свобода»

«Флора» и «Иль-де-Франс»

«Памятник Полю Сезанну» В 1912 г. скульптор начал памятник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой.

«Гора» и «Река»

Искусство России

Рубеж XIX—XX столетий — переломная эпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы, проигранная русско-японская война 1904—1905 гг. и революция 1905—1907 гг., Первая мировая война 1914—1918 гг. и как следствие революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие монархию и власть буржуазии... Но в то же время наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет.

Архитектура

Архитектура Москвы

Федор Шехтель

Особняк С. П. Рябушинского

Особняк 3. Г. Морозовой

Ярославский вокзал

Вильям Валькотт - Гостиница «Метрополь»

Лев Кекушев - Дом Л. Н. Кекушевой Лев Николаевич Кекушев (1863-1919) построил в Москве немало зданий, в том числе особняк на улице Остоженке, принадлежавший его жене. Формы дома заимствованы из архитектуры европейского Средневековья, но переосмыслены в духе модерна: это и угловая гранёная башня с шатровой кровлей, и узкие вытянутые окна, и криволинейные очертания дверных рам.

Роман Клейн - Музей изящных искусств

Абрамцево

Талашкино

Архитектура Санкт-Петербурга На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Его отличает подчёркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна - скульптурный рельеф.

Фёдор Иванович Лидваль (1870—1945)

Доходный дом на Каменноостровском проспекте

Гостиница «Астория»

Николай Андреев - Памятник Н. В. Гоголю

Сергей Волнухин - Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

Иван Фомин (1872—1936) Архитектор Иван Александрович Фомин родился в Орле. Он учился на математическом факультете Московского университета, а затем закончил архитектурный факультет Академии художеств.

Скульптура

Павел Трубецкой (1866-1938)

Лев Толстой на лошади

Памятник Александру III

Анна Голубкина(1864-1927)

Дед (П. С. Голубкин)

Волна (Пловец)

«Марья» и Портрет А. Н. Толстого Нередко в творчестве скульптора звучала тема тоски, страданий, появлялись образы униженных, обездоленных людей: «Пленники» (1908 г.), «Вдали музыка и огни» (1910 г.), «Спящие» (1912 г.).

Сергей Коненков (1874—1971)

«Старичок-кленовичок»

«Сон»

«Дядя Григорий»

Александр Матвеев (1878—1960)

Живопись

Русские коллекционеры

Михаил Нестеров (1862-1942)

«Видение отроку Варфоломею» Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в купеческой семье; получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской академии художеств.

«Под благовест»

«Философы»

«Портрет И. П. Павлова»

Константин Коровин (1861-1939)

«Портрет хористки»

«У балкона»

«Париж. Бульвар Капуцинок» и «Зимой» Большое место в творчестве Коровина занимал пейзаж. Художник писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и среднерусскую природу. Картина «Зимой» (1894 г.) изображает скромный, неприметный уголок России.

«Рыбы, вино и фрукты»

Валентин Серов (1865-1911)

«Девочка с персиками»

«Портрет 3. Н. Юсуповой»

«Портрет княгини О. К. Орловой»

«Портрет М. Н. Ермоловой» Больше всего Серов любил изображать художников, писателей, драматических и оперных артистов. Портрет великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1905 г.) самый значительный и известный среди них.

«Заросший пруд» и «Баба с лошадью»

«Пётр I»

«Похищение Европы»

Михаил Врубель (1956-1910) Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. С детства он интересовался искусством, поэтому брал частные уроки рисования, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Общество поощрения художников (1821-1875 гг.; в 1875-1929 гг. - Общество поощрения художеств) — организация, основанная дворянами-меценатами в Петербурге.

«Демон поверженный» и «Демон сидящий»

«Царевна-лебедь»

«Пан»

«Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович»

«Портрет С. И. Мамонтова»

Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове. Когда ему было одиннадцать лет, он поступил в реальное училище с естественно-научным и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на способности мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещё через год -в Академию художеств.

«Автопортрет с сестрой»

«Гобелен»

«Водоём»

«Изумрудное ожерелье»

Художественное объединение «Мир искусства» Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX—XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960).

Александр Бенуа - Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Лев Бакст «Одалиска» и «Танец семи покрывал»

Евгений Лансере «Петербург начала XVIII века»

Константин Сомов «Осмеянный поцелуй»

«Дама в голубом» Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая работа «Дама в голубом» (1897—1900 гг.) — портрет современницы мастера художницы Е М. Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне поэтичного пейзажного парка.

Мстислав Добужинский «Человек в очках»

Поздний период деятельности «Мира искусства»

Союз русских художников

Константин Юон «Мартовское солнце»

Игорь Грабарь «Мартовский снег» и «Неприбранный стол»

Абрам Архипов «Прачки»

Выставка группы живописцев «Голубая роза»

Павел Кузнецов «Мираж в степи»

Мартирос Сарьян «Улица. Полдень» и «Финиковая пальма» Замечательная страница в истории московского символизма -раннее творчество армянского живописца Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880—1972). Он мог прекрасно демонстрировать тонкость ощущений и символистскую недоговорённость, как, например, в работе «Озеро фей» (1906 г.), которая построена на типичной для «Голубой розы» игре холодных тонов.

Государственны

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия