Архитектура, скульптура, живопись на рубеже 20 века

Эктор Гимар (1867—1942)

Эктор Гимар. Павильон метрополитена на плошали Этуаль. 1898—1904 гг., разрушена. Париж.

 

Эктор Жермен Гимар учился в Школе изящных искусств в Париже. За успехи он был награждён поездкой в Англию и Бельгию. Молодой мастер вернулся во Франиию в 1894 г., потрясённый интерьером дома Тасселя Виктора Орта, и стал первым последователем бельгийского архитектора во Франции.

Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения в особняке Беранже (1897—1898 гг.). Мастер вписал в каменную арку входа асимметричную композицию кованых ворот, в рисунке которых не было ни одной повторяющейся линии, и продолжил металлический декор в вестибюле.

В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение станций Парижского метрополитена. Их строительством он занимался с 1898 по 1904 г. Если Гюстав Эйфель (создатель знаменитой башни) рекламировал металл прежде всего как строительный и конструктивный материал, то Гимар показал его пластические возможности. Улицы Парижа украсили странные изогнутые колючие сооружения, похожие на огромные ювелирные украшения. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились) архитектор возвёл из стандартных металлических элементов, цветного стекла и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Металл был окрашен в тёмно-зелёный цвет, имитировавший старую бронзу. Он прихотливо изгибался, превратив строения в живые организмы, напоминавшие разнообразных насекомых — бабочек, стрекоз или жуков.

Строительство павильонов станций метрополитена в Париже — первая попытка европейской архитектуры придать транспортному сооружению художественный облик. Благодаря Гимару появился термин «стиль метро» — одно из многочисленных наименований стиля модерн.

 

Рассказывая о великих художественных открытиях Древней Греции, я предупреждал читателя, что наши представления о греческом искусстве искажены, поскольку мы выносим их не из бронзовых оригиналов Мирона и других мастеров, а из поздних мраморных копий, создававшихся для римских коллекционеров (стр. 91, илл. 55). Чтобы развеять устоявшееся мнение о тусклой бесцветности греческой пластики, я решил показать Дельфийского возничего с его инкрустированными глазами (стр. 88-89, илл. 53-54) вместо какой-нибудь другой, более известной статуи. Между тем в августе 1972 года появилась находка, подтверждающая вышесказанное: недалеко от южного побережья Италии, близ Риаче, со дна моря подняли

406
Рыбак

Настенная живопись, найденная на греческом острове Санторин (бывш. Тира)
Афины, Национальный археологический музей

две статуи, несомненно относящиеся к V веку до н.э. (илл. 408, 409). Бронзовые изображения двух героев или атлетов, в размер натуры, видимо, вывозились римлянами из Греции, и когда корабль попал в шторм, их выбросили за борт. Археологи пока не вынесли окончательного вердикта о дате и месте их создания, но довольно и взгляда, чтобы убедиться в их высоком художественном качестве и яркой выразительности. Моделировка мускулистых тел и окаймленных бородой мужественных лиц выполнена безупречно. Вставки из различных материалов, передающие глаза, губы и даже зубы (илл. 407), быть может и вызовут шок у тех, кто ищет в греческом искусстве «идеальности», но эти новооткрытые статуи, как и все выдающиеся произведения, противостоят догмам, показывая еще раз, что чем шире обобщения, тем выше вероятность их ошибочности.

Примером этого является церковь Санта-Мария делла Салюте Бальдассаре Лонгена. Это один из лучших примеров купола, понимаемого как выдающийся визуальный центр городского пространства. Логена расположил внешние объемы церкви согласно новым перспективным задачам. Другой пример - фасад Оратория Святого Филиппа Нери Франческо Боррамини. Размышления об интерьере, экстерьере и о главном действующим лице городской сцены - фасаде, приводят к тому, что он становится самой сложной проблемой общего замысла. Борромини проектирует простые и строгие формы благодаря прекрасной структуре кирпичной кладки, которая меняется в зависимости от света и акцентирует игру вогнутых и выпуклых поверхностей.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия