Кузьма Петров-Водкин. Сон. 1910г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Кузьма Петров-Водкин. Сон. 1910г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. [an error occurred while processing this directive]

 

Творческая манера Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина своеобразна и в то же время тесно связана с традициями европейской и русской живописи. В его картинах, одухотворённых и полных тонкой изысканности, сложно переплелись впечатления от древнерусских икон и полотен итальянского Возрождения, русского модерна и французского фовизма. Всё это стало мощным средством для утверждения собственных эстетических идеалов мастера.

Петров-Водкин родился на Волге, в городе Хвалынске Саратовской губернии. Основное художественное образование он получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; одним из его педагогов был Валентин Александрович Серов. Молодой художник много путешествовал: побывал во Франции, Италии и Северной Африке. Его первая персональная выставка в 1910 г. вызвала бурные споры среди критикою особенно много разговоров было вокруг картины «Сон», повторявшей сюжет полотна Рафаэля «Сон рыцаря» и близкой к традициям французского символизма.

Марсел Дюшан и Франсис Пикабиа, работы которых, показанные на нью-йоркской Армори-шоу 1913 года, первой в Америке выставке современной европейской живописи, вызвали национальный скандал.

Одна Работа Пикабиа, «Я снова вспоминаю мою дорогую Удни» (1914), представляет собой композицию из плоских, абстрактных форм, синтезирующих в себе биоморфные и механические качества. Эстетика механизмов оказалась привлекательной для художника. Он создавал фантастические конструкции, чьи названия и общий биомеханический вид были одновременно и гимном и приговором индустриальному обществу, созданному человеком. Его «Любовный парад» (1917)символизирует превращение биологического сексуального порыва в механический.

Большую роль в становлении американского дадаизма (а также всего авангардного искусства в целом) сыграла выдвинутая Дюшаном концепция «ready made» (готовых вещей) - предметов ширпотреба, волей художника «произведенных» в ранг произведений искусства. Давая предметам новые названия (подчас остроумные и парадоксальные) и помещая их в экспозицию, Дюшан тем самым давал понять, что искусство - это не мастерство иллюзии, когда художник на плоском холсте создает иллюзию пространства, а в первую очередь идея, которая может быть заключена и в готовый предмет. Неизбежный диссонанс, возникавший между привычной функцией предмета и той, которую придавал ему художник, приобретал скандальный характер, что было вполне в духе дадаизма.

Группа постоянно пополняется новыми членами: среди них Рибмон-Дессень, Деснос, Кревель, Витрак, Пере, Риго, Мэн Рэй (большинство из них в скором времени вольется в ряды сюрреалистов).В мае 1921 года в подвальном помещении парижской галереи состоялась выставка.

  На ней были показаны живописные и графические работы, коллажи и готовые предметы. Однако, главной особенностью выставки стали не представленные произведения, а дух эпатажа, царящий на ней. Увидеть что-либо мешал полный мрак, в котором время от времени вспыхивал огонек: это один из устроителей выставки, Андре Бретон, зажигал спички, «освещая выставку». Из-за ширмы, за которой сидел некто, неслась отборная брань. Остальные члены группы - участники выставки -развлекались, как могли. Луи Арагон мяукал, Филипп Супо и Тристан Тцара гонялись друг за другом в темноте, Рибмон-Дессень без перерыва повторял: "Дождь капает на голову!". В царящей суматохе всем было не до искусства.

Аналогичные приемы можно проследить и в другом великолепном интерьере этой эпохи - фарфоровый кабине в королевском дворце Портичи, выполненный архитектором Джузеппе Гриччи. В 17 в. аристократия недолго чувствовала себя обязанной подтверждать свою силу с помощью возвеличивающих ее произведений и вместо этого искала пути возвысить частные стороны своей элегантной жизни. При создании декоративного убранства интерьеров дворцов использовался богатый репертуар. Ассиметрию рококо обнаружило в китайском стиле, который достиг своего апогея в европейском искусстве в 17 в. При этом чисто "китайская" обстановка была создана и украшена фарфором местной мануфактуры.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия