Владимир Евграфович Татлин — художник русского авангарда

Владимир Евграфович Татлин — художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма — родился в Москве в семье потомственных дворян. Склонность к рисованию проявилась у него с раннего детства. Позднее Татлин подрабатывал в декорационной мастерской одного из оперных театров. В 1902 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но после года обучения был отчислен за недостаточную подготовленность.

Потом будущий художник окончил Одесское училище торгового мореплавания, служил на парусном судне. Однако тяга к искусству взяла своё: летом 1905 г. Татлин успешно сдал экзамены в Пензенское художественное училище. В Пензе молодой художник сблизился с кружком новаторски настроенной интеллигенции, познакомился с Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Аристархом Лентуловым.

В ранних работах живописца - «Гвоздика», «Цветы пижмы», «Ноготки» (все 1909 г.) — ощущается сильное влияние импрессионизма. После окончания училища в 1910 г. в его жизни наступила, наверное, самая благополучная полоса. Картины того времени окрашены светлым юмором. Татлин принимал участие в художественных выставках, в том числе в экспозициях объединения «Союз молодёжи». Его произведениями заинтересовались коллекционеры, в том числе С. И. Щукин.

В 1940-1950-е годы Северини работает как сценограф (для театров «Маджо» во Флоренции и «Фениче» в Венеции). Публиковует мемуарную книгу «Вся жизнь живописца» (1946). С начала 1950-х годов использует свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм.

В России футуризм отчетливее всего выражается в литературе (Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др.). В изобразительном искусстве идеи футуризма развивают некоторые участники М. Ларионова «Ослиный хвост» (Д. Бурлюк, К. Малевич, Н. Гочарова и др.). Сходство идейно-эстетических взглядов и творческих интересов поэтов и живописцев закрепляет название «футуризм» за всем «левым» искусством России.

Самобытность русского варианта футуризма сказался на возникновении такого явления, как кубофутуризм, который совмещает черты кубизма и футуризма. Кубофутуристы не только изображают предмет или сюжет как сочетание геометрических форм, но и стремятся придать ему движение, присущее футуризму.

Футуризм нашел отражение в течениях ХХ века: деятельности группы «Де Стейл», и в Баухаузе; и во франузском «пуризме», и в русском конструктивизме.

Биографии:

Джакомо Балла (1871–1958). Родился в Турине 18 июля 1871 года в семье аптекаря. По окончании школы работает в литографской мастерской, посещает художественные курсы. В 1891 году несколько месяцев занимается в туринской Академии Альберти, затем практикует в фотомастерской. Приезжает в Рим (1893), зарабатывает на жизнь как карикатурист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. Побывав в Париже в 1900 году, испытает влияние неоимпрессионизма Ж. Сёра и П. Синьяка. Завоевывает репутацию как портретист.

С 1904 года дает частные уроки рисования; знакомится с У. Боччони и Дж. Северини. В 1909 году вместе с ними пишет «Учредительный манифест футуристов», составленный Ф. Т. Маринетти.

Джино Северини (1883–1966). Родился в Кортоне (Тоскана) 7 апреля 1883 года. Посещает вечерние художественные курсы при Вилле Медичи в Риме (с 1899). Занимается в частной школе Дж. Балла, где встречает У. Боччони. Знакомится с системой цветового дивизионизма, испытывает влияние живописи Ж. Сёра и П. Синьяка, которую увидел в Париже, приехав туда в 1906 году. В 1910 году присоединяется к группировке футуристов. Живет в Париже (в 1935-1946 - в Риме).

 

С тонким трезвым расчетом он продумал во всех деталях свой замысел. Обе фигуры он сделал из чистого белого мрамора и поместил их в глубокую нишу, обрамленную цветным мрамором - иллюзия занавеса, за которым разыгрывается мистерия сновидения. На рельефах боковых стен Бернини поместил изображения заказчиков. Сверху он спустил на Терезу поток золотых острых лучей и подкрепил их натуральным светом, падающим через желтое стекло окна. Только скульптор барокко, и только такой смелый мастер, как Бернини, мог отважиться изваять облако из мрамора - каменный пар! И ему это удалось. Ни ваятели древности, ни мастера Ренесанса не согласились бы с Бернини, так как они стремились извлечь максимум возможностей из естественных свойств мрамора.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия