Пётр Кончаловский. Окно. Крым. Балаклава. 1929 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Художественные объединения и искусство 20-30-х годов

Пётр Кончаловский. Окно. Крым. Балаклава. 1929 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

В 1928 г. бывшие участники «Бубнового валета», «сезаннисты» Илья Иванович Машков, Пётр Петрович Кончаловский, Роберт Рафаилович Фальк и другие, вместе с учениками образовали Общество Московских Художников (ОМХ). В ОМХ входили мастера так называемого «центра», стремившиеся к гармоничному единству цвета и формы. В 1931 г. часть художников перешла в АХР, и общество распалось.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.

В России зерна кубизма пали на плодоносную почву. На рубеже веков русское искусство после длительной задержки на стадии социального реализма быстро наверстывает упущенное. В этот период ускоренного развития оно расширяет поле собственной творческой свободы путем освоения разнообразных стилевых эталонов, выработанных мировой художественной культурой. В фокусе внимания одновременно находятся каноны западного и восточного искусства, древности и современности, средневековья и классики, крестьянского фольклора и аристократической живописи ХVIII века. Русские художники были хорошо осведомлены о западноевропейских новинках. Объекты нового европейского искусства можно было увидеть на выставках, проходивших не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Журнал «Золотое руно» публикует произведения французских мастеров.

Русские художники самых различных направлений заимствуют кубистический язык и, включая его в собственные пластические системы, дают ему новую жизнь.

Один из примеров такой переработки дает творчество Аристарха Лентулова. Он принадлежит к объединению «Бубновый валет» (осн. в 1911). Художники этого сообщества стремятся претворить в своих холстах яркую красочность крестьянского лубка, ярмарочных зрелищ и народных гуляний. Пройдя курс обучения в академии «Ла Палет» у Ле Фоконье, А. Лентулов обогащает свой живописный язык кубистической лексикой. Художник стремится к усилению звучности цвета, он выносит из кубизма принцип «цветодинамики» - хрустальное сверкание написанных светом тонов («Москва» 1913, «Звон (Колокольня Ивана Великого)» 1915). Лентулов применяет и коллаж, но переводит его в план декоративной аппликации.

Для Казимира Малевича кубизм становится важным этапом в творческом развитии, переходом к геометрической абстракции. Художник составляет ряд теоретических текстов. «Если ты стремишься изучать искусство, то - изучай кубизм», «Если хочешь стать творцом – изучай кубизм»

Примитивистская живопись К. Малевича 1912-1913 схожа с «тубизмом» Ф. Леже, но отличается от него большей наполненностью и четкостью объемов. Фигуры крестьян похожи на деревянные игрушки, выполненные в монументальных размерах («Уборка ржи», 1912; «Лесоруб», 1912-1913).

Но такова эстетика барокко: утверждая царство метафоры, она утверждала и принципы всеобщей превратимости, всемогущей иллюзии. Она тяготела к синтезу, но понимала синтез ни как союз равноправных начал, а как слияние и растворение одного в другом. Вот почему Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи. Эстетика барокко не сводится к одному театральному блеску и экстравагантности. Ее сущность шире, чем вкусы католической церкви. Католическая церковь удачно воспользовалась идеями барокко, сделав из искусства роскошную раму католицизма. Тот же Бернини совершенно иначе выполнил частный портрет Констанции Буонарелли - женщины, которую он любил. Ничего парадного, ничего броского, что свидетельствует о новых принципах реализма в искусстве этой эпохи.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия