Виталий Комар, Александр Меламид. Рай. Инсталляиия-комната. Фрагмент. 1972—1973 гг. Фотография

Виталий Комар, Александр Меламид. Рай. Инсталляиия-комната. Фрагмент. 1972—1973 гг. Фотография.

Соц-арт

Слово «соц-арт» придумали московские художники Виталий Анатольевич Комар (родился в 1943 г.) и Александр Данилович Меламид (родился в 1945 г.) по аналогии с американским поп-артом, который они изучали по зарубежным журналам.

Представители соц-арта также использовали продукцию массового потребления, а кроме того — расхожие приёмы социалистического реализма, плакаты, различные штампы советской идеологической пропаганды, переосмысливая всё это в гротескно-ироническом стиле.

Однако, находясь на границе между искусством и жизнью, мастера западного и отечественного «артов» двигались в противоположных направлениях: «поп» — в сторону искусства, «сои» — в сторону жизни.

Наряду с творчеством И. И. Кабакова соц-арт пользовался особенной популярностью на Западе в качестве узнаваемого явления (аналога поп-арта) и одновременно советской «экзотики».

Днем позже, 24 июня, Балль делает в дневнике запись, призванную объяснить суть этого лингвистического эксперимента: «В звуковых стихах мы целиком и полностью отказываемся от языка, испорченного журналистами и ставшего невозможным. Мы возвращаемся к сокровенной алхимии слова, отказываемся от уже существующего слова и сохраняем таким образом для поэзии ее последнюю священную территорию. Мы отказываемся от сочинительства из вторых рук, то есть от пользования словами (не говоря уже о предложениях), которые не были придуманы лично и исключительно для собственного употребления».

Начиная с 1917 года Балль отходит от дадаизма. В последнее десятилетие своей жизни он все чаще обращается в своих статьях к религиозно-философским аспектам, что свидетельствует о его обращении к католицизму. Финал его жизни освещен светом дружбы с Германом Гессе, первым биографом которого он стал.

ДЮШАН, Марсель

(1887-1968)

Французский художник.

Родился 28 июля 1887 года близ Руана в Нормандии в семье художника.

В 1904 году Марсель приехал в Париж, где присоединился к двум старшим братьям, к тому времени оставившим занятия правом и медициной в пользу художественной карьеры. Он поступил в Академию Жюлиана, однако посещал занятия нерегулярно. В период с 1906 по 1910 год Дюшан пробует себя в разных художественных направлениях, отдавая предпочтение фовизму, а также кубизму, громко заявившему о себе в те годы.

В 1912 году художник написал картину «Обнаженная, спускающаяся с лестницы». Используя кубистский метод работы с формой, Дюшан стремился передать на холсте движение, прибегая к изображению нескольких повторяющихся контуров, что сближает его поиски с футуризмом. Картина была показана им в Салоне Независимых и вызвала острую критику со стороны кубистов, не говоря уже о широком зрителе. В 1913 году это полотно Дюшана стало центральным событием нью-йоркского Армори-шоу; она до крайней степени возмутила американскую публику, что в одночасье сделало ее автора невероятно популярным. Один из критиков язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения».

Архитектор Лоренцо Бернини. - папам. Папа Урбан 8 и Бернини. Их имена часто появляются вместе, потому что папа и архитектора связывали долгие и исключительные отношения, а также важность общего дела. В первом официальном заказе - балдахине собора Святого Петра - Бернини не разочаровал заказчика, превратив пространство церкви в высокое театрализованное место и исполнив акт художественного синкретизма, который удивил и увлек зрителя. В этой работе Берниним показал свои исключительные художественные качества: изобразительность, техническое мастерство во владении широким спектром материалов, свое неутомимое воображение и глубокое знание исторических источников, геометрии и перспективы.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия