Обзор Европейского и Русского искусства первой половины 19 века

Учебник для Худ-графа
Живопись 19 век
Архитектура 19 века
Культура 20 века
Скульптура
Искусство
Западний Европы
Искусство России
Архитектура Германии
Антонио Канова
Бертель Торвальдсен
Готфрид фон Шадов
Живопись Испании
Франсиско Гойя
Живопись Франции
Жак Луи Давид
Антуан Гро
Жан Огюст Доминик Энгр
Теодор Жерико
Эжен Делакруа
Живопись Германии
Филипп Отто Рунге
Каспар Давид Фридрих
Живопись Англии
Уильям Блейк
Джон Констебл
Джеймс Уистлер
Уильям Тернер
Архитектура и скульптура
Огюст Роден
Камиль Коро
Жан Франсуа Милле
Оноре Домье
Эдуард Мане
Импрессионизм
Клод Моне
Огюст Ренуар
Неоимпрессионизм
Жорж Сера
Постимпрессионизм
Поль Гоген
Живопись Германии
Андерс Цорн
Искусство XIX-XX веков
Обри Бердсли
Гютсав Моро
Одилон Редон
Пьер Морис Дени
Анри Руссо
Модерн
Фердинанд  Ходлер
Джеймс Энсор
Архитектура
Отто Вагнер
Йозеф Хофман
Чарлз Ренни Макинтош
Луис Салливен
Эктор Гимар
Петер Беренс
Антуан Бурдель
Аристод Майоль
Искусство XX века
Людвиг Мисс Ван дер Роэ Один из ведущих архитекторов Германии и США
Ле Корбюзье
Архитектура второй
половины XX века
Национальный конгресс
Скульптура
Генри Мур
Скульптура конструктивизма
Живопись
Фовизм
Анри Матисс
Экспрессионизм
Кубизм
Пабло Пикассо
Футуризм
Неопластицизм
Дадаиз
Сюрреализм
Сальвадор Дали
Оп-арт
Гиперреализм
Боди-арт
Концептуализм
Искусство России
Архитектура
Союз архитекторов
Всероссийский выставочный центр
Дворец съездов
Скульптура
Рабочий и колхозница
Воин-освободитель
Памятник Юрию Долгорукому
Живопись
Кузьма Петров-Водкин
Выставка Бубновый валет
Выставка «Ослиный хвост»
Марк Шагал
Василий Кандинский
Павел Филонов
Кубофутуризм
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Художественные объединения
Общество Московских
Художников
Лианозовская группа
Сюрреализм
Соц-арт
Искусство Доколумбовой
Америки
Культура Ацтеков
Европа 18 век
Луврский музей в Париже
Архитектура Позднего
Барокко
Британский музей
в Лондоне
Картинная галерея старых мастеров в Дрездене
Архитектура
Санкт-Петербурга
Европа 17 век
Болонская академия
Эль Греко
Питер Пауэл Рубенс
Рембрандт Ван Рейн
Никола Пуссен
Искусство Возрождения
Леонардо да Винчи
Живописец Рафаэль
Искусство Маньеризма
Микеланджело Буонарроти
3D Studio Max
Установка
Моделирование
Освещение и текстуры
Анимация и визуализация
Советы
Программа Maya
Методы работы
Моделирование
Полигоны
Освещение
Анимация и визуализация
Эффекты рисования
Эффективность и артистичность
Графический редактор ACAD
Основные понятия
Подготовка рабочей среды
Черчение в ACAD
Трехмерное моделирование

Искусство первой половины XIX века

Карта Европы в первой половине XIX века

Искусство Западной Европы

Архитектура В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.Идея, подводящая зрителей к спектаклю, подготавливающая его, рождающая потребность увидеть спектакль, должна, вероятно, быть положена в основу творчества. Истинное произведение  архитектуры . Неповторимость, отличая его от простого строительства, промышленной продукции, дизайна проявляет себя в индивидуальном облике, ярко выраженном своеобразии зданий, близких по типу и времени строительства, принадлежащих одному автору.

Архитектура эпохи великой Французской Революции

Архитектура Франции эпохи Наполеона I

Архитектура Германии Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX а был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К Л. фон Кленце.

Архитектор Лео фон Кленце

Британский парламент

Скульптура Европейская скульптура в начале XIX в. пережила краткий период расцвета. Но уже в 20-х гг. он сменился упадком и застоем. Господствующим и наиболее плодотворным стилем оставался неоклассицизм. Интерес к искусству Древней Греции и Древнего Рима был повсеместным, обладание прославленными античными шедеврами стало важным вопросом международной политики того времени.

Антонио Канова (1757-1822)

«Эрот» и «Тесей»

«Геракл и Лихас»

«Паолина Боргезе-Бонапарт»

Бертель Торвальдсен (1768 или 1770—1844)

«Ясон»

«Венера с яблоком»

«Меркурий»

«Джордж Гордон Байрон»

Готфрид фон Шадов (1764-1850)

«Гробница графа Александра фон дер Марка»

«Фельдмаршал Г. Л. Блюхер»

«Луиза и Фредерика»

Живопись

Живопись Испании После расцвета в XVII столетии испанская живопись переживала упадок. Её художники работали под влиянием итальянской и французской традиций, а их полотна были слабыми и подражательными.Во второй половине XVIII в. в Испании произошли перемены. Король Карл III (1759—1788 гг.) из французской династии Бурбонов придерживался прогрессивных для своего времени взглядов. Его советники, пытаясь преобразовать страну в духе идей Просвещения, проводили реформы, ограничивавшие власть Церкви.

Франсиско Гойя (1746-1828)

«Зонтик» и «Продавец посуды»

Серия «Капричос»

«Одетая маха» и «Обнажённая маха»

«Портрет королевской семьи» и «Портрет Исабели Ковос де Порсель»

Серия «Бедствия войны»

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и

«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

Цикл росписей «Дома глухого»

Живопись Франции В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры — англичанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, — не получив признания на родине, нашли учеников и последователей именно во Франции. Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, подготовив рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи.

Жак Луи Давид (1748 — 1825)

«Клятва Горациев»

«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»

«Смерть Марата»

«Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами»

«Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г.) художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию.

«Портрет мадам Рекамье»

«Портрет Наполеона»

Антуан Гро (1771—1835) Жан Антуан Гро, сын парижского миниатюриста, с четырнадцати лет занимался в мастерской Жака Луи Давида, не разделяя, однако, революционных убеждений своего учителя. В 1793 г. он уехал в Италию и поселился в Генуе.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)

«Эдип и Сфинкс»

Портреты семьи чиновника Филибера Ривьера

«Мучение Святого Симфориона»

«Большая купальщица»

«Одалиска и рабыня»

«Портрет Луизы д'Оссонвиль»

«Источник»

Теодор Жерико (1791-1824)

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»

«Раненый кирасир, покидающий поле боя» и «Бег свободных лошадей»

«Плот Медузы» Вернувшись в Париж, художник задумал картину в память о событии, взволновавшем всю Францию. В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель.

«Скачки в Эпсоме»

Эжен Делакруа (1798-1863)

«Данте и Вергилий»

«Хиосская резня»

«Смерть Сарданапала»

«Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)» Искусственное восстановление власти Бурбонов (эпоха Реставрации) не могло не тормозить развития общества. Все жертвы и победы Великой Французской революции и империи оказались напрасными.

«Алжирские женщины в своих покоях»

«Битва при Нанси»

Живопись Германии Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём. Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом.

Филипп Отто Рунге (1777-1810)

«Портрет детей Хюльзенбек» и «Портрет родителей художника с внуками»

«Шар цветов»

Серия «Времена суток»

Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

«Крест в горах»

«Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу»

«Исполиновы горы»

«Женщина у окна»

«Меловые скалы на острове Рюген»

Назарейцы (1) Новой чертой культурной жизни Европы в XIX в. стало появление групп художников, связанных общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз Святого Луки» (нем. Lukasbund), который основали в 1809 г. студенты Венской академии художеств Фридрих Иоганн Овербек (1789—1869) и Франц Пфорр (1788—1812).

Назарейцы (2)

Живопись Бидермецера (1)

Живопись Бидермецера (2)

Государственные музеи Берлина

Живопись Англии

В английской живописи академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии первым президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в. Однако наиболее заметным явлением в те годы оказался пейзаж, который в академической среде воспринимался как второстепенный, незначительный жанр. С одной стороны, стремление к реальному отображению мира, утверждение самоценности простых сельских ландшафтов, а с другой — природа как мир страстей и бурных переживаний — всё это нашло яркое выражение в творчестве английских художников. Искусство Англии вступило в эпоху романтизма.

Томас Лоуренс «Портрет леди Э. X. Фицрой»

Уильям Блейк (1757-1827)

«Дитя-радость»

Сюжеты из Библии

«Паоло и Франческа» («Вихрь влюблённых»)

Джон Констебл (1776-1837) Джон Констебл родился и вырос в деревне Ист-Бергхолт, расположенной в живописной Дедхемской долине на юго-востоке Англии. Целые дни он проводил на принадлежавшей его отцу мельнице, которая стояла на реке Стур, а в свободное время рисовал.

«Плотина и мельница в Дедхеме»

«Белая лошадь»

«Телега для сена»

«Стокбай Нейленд»

«Дедхемская долина»

Уильям Тернер (1775-1851) Джозеф Меллорд Уильям Тернер родился в Лондоне. Его отец держал парикмахерскую. В те времена парикмахерская была таким же местом встреч и разговоров, как традиционная английская пивная. Здесь бывали художники, гравёры и поэты. Отец развешивал на стенах акварели сына для продажи.

«Кораблекрушение»

«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы»

«Невольничье судно»

«Дождь, пар и скорость»

«Пожар лондонского Парламента»

Национальная галерея в Лондоне

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на предметы, окружающие человека. В конце XVIII — первой половине XIX в. политические режимы, воззрения, обычаи в Европе приходили и уходили с невиданной прежде быстротой. Столь же стремительно менялись и стили декоративно-прикладного искусства.

Оформление интерьера

Мебель

Парадные спальни

Красное дерево

Мебель мебели рознь

Декоративная бронза

Фарфор Фарфор в стиле ампир похож на изделия из бронзы или камня. Фарфор (от перс. «фегфур») - керамические изделия из глины, каолина (белой глины) и минеральных добавок - был изобретён в Китае в IV—VI вв. В Европе с XVI в. производился мягкий фарфор (без каолина), с начала XVIII в. - твёрдый.

Сосуды из цветного и глазурованного стекла

Часы

Ювелирные изделия

В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило деревянных, которые, конечно, просуществовали очень недолго. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе Академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила Школа изящных искусств), главными задачами которых были организация массовых праздников и оформление парижских улиц и площадей.

Искусство второй половины XIX века

Для Европы вторая половина XIX в. — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг.). Франко-прусская война 1870—1871 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой.

В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю.

На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837-1901 гг.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха, получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса.

Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые прошедшими веками, отметались старые сюжеты.

Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Салоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. В 1667 г. французская Королевская академия живописи и скульптуры в Париже учредила большие официальные художественные выставки. Первоначально они проходили в Квадратном салоне Лувра, поэтому стали называться Салонами. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков.

Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. В течение второй половины XIX столетия художественное творчество, изменившись само, преобразило и материальную среду человека — город, дом, комнату, платье, посуду...

Искусство Западной Европы

Архитектура и скульптура Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания - доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города.

«Хрустальный дворец»

Эйфелева башня

Архитектура эклектизма

Шарль Гарнье - Театр «Гранд-Опера»

Георг фон Дольман - Замок Нейшванштейн

Поль Абади - Церковь Сакре-Кёр

Готфрид Земпер - Дворцовый театр

Огюст Роден (1840—1917) XX в. открылся Всемирной промышленной выставкой. В 1900 г. в Париже мир демонстрировал свои научные, технические и индустриальные достижения, а также успехи в области искусства. У моста Альма в отдельном павильоне были представлены работы Огюста Родена, самого известного французского скульптора. Ему было шестьдесят лет, сорок пять из них он отдал скульптуре. Этой выставкой, состоявшей из ста шестидесяти восьми работ — законченных произведений и эскизов, — Роден подводил итог своей творческой деятельности.

Скульптуры Огюста Родена

«Граждане Кале»

«Виктор Гюго» и «Памятник Оноре де Бальзаку»

Живопись

Живопись Франции

Во второй половине XIX в. многие французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный язык, способный правдиво отразить действительность. Ведущим принципом в искусстве этого периода реализм (от лат. realis — «вещественный», «действительный»).

Камиль Коро (1796-1875)

«Шартрский собор»

«Гомер и пастухи»

«Девушка с мандолиной»

«Воз сена»

Барбизонская школа Барбизон, маленькая деревушка на окраине Фонтенбло, загородной королевской резиденции близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из французских художников XVII или XVIII столетия пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи этих мест.

Теодор Руссо «Вид в окрестностях Гранвиля»

«Аллея в лесу Л'Иль-Адам» и «Рынок в Нормандии»

Жюль Дюпре

«Пейзаж с коровами»

Шарль Добиньи

Нарсис Виржиль Диаз ле ла Пенья «Холмы Жан ле Пари»

Жан Франсуа Милле (1814—1875) Жан Франсуа Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему деньги и позволили учиться живописи.

«Сборщицы колосьев»

«Анжелюс»

«Крестьянка, пасущая корову»

«Весна»

Оноре Домье (1808—1879)

«Законодательное чрево»

«Улица Транснонен»

«Дон Кихот»

Гюстав Курбе (1819-1877)

«Человек с трубкой»

«Похороны в Орнане»

«Волна»

«Мастерская художника»

Эдуард Мане(1832-1883) Эдуард Мане родился в Париже, его семья была достаточно обеспеченной. Решение сына стать художником не устраивало родителей. Но когда после нескольких безуспешных попыток поступить в мореходную школу Мане всё же добился своего, он мог жить, не нуждаясь и не продавая своих картин.

«Лола из Валенсии»

«Завтрак на траве» и «Олимпия»

«Флейтист»

«Портрет Эмиля Золя» и «Завтрак в мастерской»

«Балкон»

«Бар в Фоли-Бержер»

Импрессионизм Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, гравёров и литографов», устроенной в парижском фотоателье в 1874 г., была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872 г.) — вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С лёгкой руки критика газеты «Шаривари» слово «впечатление» (франц. 1гпрге55юп) дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Клод Моне «Восход солнца» и «Бульвар Капуцинок»

«Лягушатник»

«Вокзал Сен-Лазар»

«Улица Монторгей. Праздник 30 июня 1878 года»

Альфред Смелей «Наводнение в Пор-Марли»

«Поле маков»

«Стог сена»

Огюст Ренуар В 1877 г., готовясь к очередной выставке, члены группы приняли решение называться импрессионистами, не выставляться в Салоне и выпустить давно задуманный журнал «Импрессионизм». На этой выставке Ренуар представил работы, свидетельствовавшие о зрелости его художественного стиля.

«Портрет мадемуазель С.» («Портрет актрисы Жанны Самари»)

«Портрет мадам Шарпантье c детьми»

«Девушка с веером»

Эдгар Дега «Женщина, расчёсывающая волосы»

«Голубые танцовщицы»

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже»

Неоимпрессионизм Событием последней выставки импрессионистов в 1886 г. стали не картины уже известных публике мастеров, а полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» молодого художника Жоржа Сера, приглашённого Камилем Писсарро. Новое течение в живописи, которое представлял Сера, вначале причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, пуантилизмом и дивизионизмом.

Жорж Сера (1859-1891)

«Купание в Аньере»

«Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт»

«Цирк»

Постимпрессионизм В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя. В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839—1906), Винсент Ван Гог (1853—1890), Поль Гоген (1848—1903) и Анри де Тулуз-Лотрек.

Поль Сезанн (1839-1906)

«Натюрморт с яблоками и апельсинами»

Винсент Ван Гог (1853-1890)

«Портрет доктора Гаше»

Поль Гоген (1848-1903)

«Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом»

«Таитянки» и «Женщина, держащая плод» Вышедшие из церкви бретонские женщины сидят у распятия, шепча молитвы. Пространство, показанное мастером как бы снизу вверх, напоминает о средневековых книжных миниатюрах. Время остановилось, и невозможно понять, какой это день — сегодняшний или давно минувший («Жёлтый Христос», 1889 г.).

«Жена короля»

«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?»

Анри де Тулуз-Лотрек (1864—1901)

Живопись Германии

Адольф фон Менцель «Железопрокатный завод» и «Железная дорога Берлин — Потсдам»

Вильгельм Лейбль «Крестьянка»

Андерс Цорн (1860—1920)

«Хлеб наш насущный»

«Премьера»

«Портрет Э. А. О. Коклена»

«Танец в Иванову ночь» и «Марит» В 1896 г. мастер навсегда поселился в родных местах, в Муре. Изучая местный фольклор, он собрал богатую этнографическую коллекцию, а в 1913 г. построил большой дом в «старинном северном» стиле, который впоследствии превратился в мемориальный музей. Главной темой его творчества стала жизнь шведской провинции.

«Хинс Андерс» и «Портрет Ж. Э. Ренана»

Ханс фон Маре «Гребцы»

Макс Либерман «Дюны в Ноордвийке»

Живопись Англии В живописи Англии главенствующее положение сохранила академическая школа. Неглубокие, слащавые, с надуманными сюжетами работы членов лондонской Королевской академии искусств пользовались большой популярностью у невзыскательной викторианской публики. Однако на протяжении второй половины XIX столетия академия не дала ни одного интересного художника.

Прерафаэлиты

Джон Рескин (1819—1900)

Уильям Холмен Хант «Риенци»

Данте Габриэл Россетти (1828-1882)

«Ecce ancilla domini» («Слуга Господня»)

«Юность Марии»

«Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры»

Джон Эверетт Миллес (1829-1896)

«Христос в доме Своих родителей»

«Изабелла»

«Офелия»

Уильям Моррис «Королева Гиневра» Новый этап в движении прерафаэлитов начался со знакомства Данте Габриэла Россетти и двух студентов Оксфордского университета — Уильяма Морриса (1834—1896) и Эдуарда Берн-Джонса (1833— 1898).

Форд Мэдокс Браун «Прощание с Англией»

Эдуард Берн-Джоне (1833-1898)

«Сидония фон Борк» и «Зеркало Венеры»

«Последний сон короля Артура в Аваллоне»

«Красный дом» Уильяма Морриса

Джеймс Уистлер (1834-1903) Один из самых интересных и необычных художников второй половины XIX в. Джеймс Эббот Мак-Нил Уистлер родился в Соединённых Штатах Америки. В 1855 г. он приехал в Париж и начал посещать популярную среди французских живописцев мастерскую швейцарского педагога Марка Шарля Габриэля Глейра (1808—1874). В Париже Уистлер познакомился с Поставом Курбе, художником-новатором, главой реалистического направления во Франции.

«Девушка в белом»

«Золотая ширма»

«Портрет матери. Композиция в сером и чёрном»

«Портрет Сесили Александер»

«Ноктюрн в синем и золотом. Мост в Баттерси» и «Ноктюрн в чёрном и золотом. Падаюшая ракета»

Галерея Тейт в Лондоне Это прославленное собрание английской живописи XVI—XIX вв. и современного искусства Европы и США носит имя основателя — промышленника Генри Тейта (1819—1899). В 1894 г. он подарил государству шестьдесят семь картин (в частности, «Офелию» Джона Эверетта Миллеса) и три скульптуры британских авторов XIX в. На его же средства вскоре было возведено музейное здание на набережной Темзы. Двери нового музея распахнулись для посетителей в августе 1897 г.

Искусство рубежа XIX-XX веков

Конец XIX в. в европейских странах и США — время стремится технического прогресса. Но могло показаться, что в «процветающем» индустриальном обществе материальные ценности возобладай духовными, а рационализм и расчёт — над живыми чувствами. Реалистическое искусство видело свою задачу лишь в точном отображении окружающей жизни. Именно тогда в кругу французских поэтов, в числе которых были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, родилось новое художественное течение — символизм (от греч. «симболон» — «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии, видений и грёз. Ведь в основе художественного творчества, по мнению символистов, должно лежать не раж следование реальной форме, а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой формой, в тайную, непознаваемую разумом сущность явлений «изначальную идею».

Искусство Западной Европы

Живопись

Модерн и символизм в живописи и графике

Обри Бердсли (1872—1898) Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фасонов костюмов. Этот мастер, проживший всего двадцать пять лет (он умер от туберкулёза), оставил обширное графическое наследие - главным образом иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, сделанные по заказам различных журналов.

Иллюстрации к роману Т. Мэлори «Смерть Артура»

Иллюстрации к пьесе О. Уайльда «Саломея»

Иллюстрации к поэме Александра Попа «Похищение локона» и серия «Библиотека Пьеро»

Рисунки для журнала «Савой»

Пьер Пюви де Шаванн (1824—1898)

«Надежда»

Цикл «Жизнь Святой Женевьезы» Выдающимся произведением Пюви де Шаванна стал цикл монументальных панно «Жизнь Святой Женевьевы» (1874—1898 гг.) для Пантеона (бывшей церкви Святой Женевьевы) в Париже. Панно (франц. panneau) - изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков. Огромные холсты представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодостаточен.

«Священная роща, возлюбленная музами и искусствами»

«Бедный рыбак»

«Видение античности»

Гютсав Моро (1826—1898) Современник Пьера Пюви де Шаванна французский живописец Гюстав Моро также был тесно связан с символизмом, однако характер его творчества совершенно иной. Он стремился следовать двум основным принципам, которые сам же сформулировал. Один из них — принцип «прекрасной инерции».

Одилон Редон (1840-1916)

Серия литографий «В мечте»

«Ворон»

«Профиль света»

«Христос Святого Сердца»

«Будда»

«Красная сфера» и «Зелёная смерть» Эти порождённые ужасом видения представляют собой своеобразное продолжение графических композиций, но только в красках. Из расплавленной красной лавы встаёт тело зелёной змеи, постепенно превращающееся в человеческую фигуру.

«Рождение Венеры»

«Женщина среди цветов»

Группа «Наби» В 1889 г. в Париже появилась новая творческая группа, члены которой называли друг друга «наби» (от древнеевр. «нави» — «вестник», «пророк»). Она состояла из молодых художников — Мориса Дени (1870— 1943), Поля Серюзье (1863-1927), Жана Эдуарда Вюйяра (1868—1940), Пьера Боннара (1867—1947), Поля Эли Рансона (1864—1909) и др. Феликс Валлоттон (1865—1925) формально в группу не входил, но работал в том же направлении. Молодые люди посещали Академию Жюльена, названную в честь основателя, французского живописца и педагога Родольфа Жюльена (1839—1907).

Жан Эдуард Вюйяр «Лама в синем»

Поль Серюзье «Портрет Поля Рансона в облачении Наби»

Пьер Боннар - Плакат для журнала «Ревю бланш»

Морис Дени

«Католическое таинство»

«Лестница в листве»

«Процессия под деревьями» На полотне «Процессия под деревьями» (1892 г.) на переднем плане проплывают бесплотные белые призраки, их одежды покрыты орнаментом ажурных теней, которые отбрасывают не изображённые художником кроны деревьев.

Жан Эдуард Вюйяр

«Лестница»

«Под лампой»

«Штопальщица»

«В комнатах» и «Читающая»

Феликс Валлоттон «Песчаные берега Луары» Среди членов группы «Наби» не без влияния Гогена возник интерес к ксилографии (от греч. «ксилон» — «срубленное дерево» и «графо» - «пишу», «рисую»), гравюре на дереве. Наиболее интересные опыты в этой области принадлежали швейцарцу Валлоттону.

Анри Руссо(1844—1910)

«Война»

«Автопортрет»

«В тропическом лесу. Нападение тигра на быка»

Модерн

Густав Климт (1862-1918)

«Любовь»

«Музыка»

«Юдифь»

Цикл «Бетховенский фриз»

«Поцелуй»

«Портрет Адели Блох-Бауэр» Большое место в творчестве Климта занимал портрет. Чаще всего он писал женские образы, наделяя их то романтической мягкостью, то выразительной эмоциональностью. Одним из самых оригинальных стал «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907 г.).

«Крестьянский сад с подсолнухами»

«Смерть и жизнь»

Фердинанд Ходлер (1853-1918)

Доходный дом на Каменноостровском проспекте

«Эвритмия»

«Женщина в экстазе»

«Отступление при Мариньяно»

Эдвард Мунк (1863-1944)

«Больная девочка»

«Танец жизни»

«Мадонна» Пытаясь наполнить картины глубоким философским смыслом, Мунк нередко обращался к женским образам. Отношение к женщине — самая сложная и мучительная сторона личной и творческой жизни мастера. Он смотрел на женщину как на источник высшей земной красоты, которая в то же время несёт в мир грех, зло и разрушение. Эти взгляды художника отразились в картине, с циничной иронией названной им «Мадонна» (1894 г.).

«Крик»

Джеймс Энсор (1860-1949)

«Изгнание Адама и Евы из рая» и «Христос, усмиряющий бурю»

«Интрига»

«Автопортрет с масками»

«Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года»

Микалоюс Чюрленис (1875—1911)

«Истина» Микалоюс Константинас Чюрленис родился в Литве, в городе Ораны (ныне Варена), а детство провёл в Друскининкае. Под влиянием отца-органиста он получил музыкальное образование. Только в двадцать восемь лет, уже написав несколько музыкальных произведений, Чюрленис поступил в школу живописи в Варшаве, а в 1904 г. стал студентом Варшавского государственного училища.

«Соната солнца»

«Соната весны»

«Rex» (лат. «король»)

Архитектура Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окончательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий. Ордер (от лат, ordo - «ряд», «порядок») - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление.

Отто Вагнер - Майолик-хауз

Адольф Лоос - Дом Штейнера

Йозеф Оль брих - Здание Сецессиона

Август Эндель - Фотоателье «Эльвира»

Йозеф Хофман - Дворец Стокле

Чарлз Ренни Макинтош - Школа искусства Прямоугольное в плане здание было предназначено для одной цели — служить обучению молодых художников. Фасад прорезают ряды высоких окон, перемежающиеся пилястрами оригинальной формы.

Луис Салливен - Небоскреб Гаранти-биллинг

Антони Гауди (1852-1926)

Дом Висенса

Дом Капричо

Дворец Гуэль

Усадьба Гуэль. Ворота

Парк Гуэль У входа в парк Гуэль стоит домик-привратника. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. От входа ведёт лестница, на которой сидит совсем не страшный, неуклюжий и толстый дракон. Он лениво греется на солнце у подножия «античного храма». Это сооружение было задумано как общественный рынок, а в парке его превратили в галерею - укрытие от палящего солнца.

Дом Батло

Дом Мила

Церковь Саграда Фамилия

Церковь Саграда Фамилия. Фрагменты (1)

Церковь Саграда Фамилия. Фрагменты (2)

Виктор Орта (1861 — 1947)

Дом Тасселя Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств.

Дом Сольве

Народный дом

Анри Ван де Велде (1863-1957)

Дом «Блюмемверф»

Квартира Кесслера

Фолькванг-музей

Школа искусств и ремёсел В 1903 г. ван де Велде возглавил Веймарскую школу искусств и ремёсел и получил заказ на строительство зданий для неё и Академии художеств в Веймаре. В новом здании школы, построенном в 1906 г., архитектор попытался освободиться от декора, орнамента и прихотливых линий.

Вилла Хохенхоф

Театр Веркбунда

Музей Крёллер-Мюллер

Эктор Гимар (1867—1942)

Петер Беренс (1868-1940) Петер Беренс родился в Гамбурге в богатой аристократической семье. Восемнадцатилетним юношей он поступил в живописный класс Художественной школы в городе Карлсруэ. В течение десяти лет Беренс был поглощён поисками своего стиля. В 1896 г. он уехал в Италию, а вернувшись в Германию, обратился к декоративно-прикладному искусству, которое в то время привлекло пристальное внимание художников.

Турбинная фабрика

Посольство Германии

Газовая фабрика

Живопись

Антуан Бурдель (1861-1929)

«Голова Аполлона»

«Геракл, стреляющий из лука» За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные образы. Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909 г.) принесла Бурделю первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом.

«Пенелопа»

«Сафо»

«Победа»

Аристод Майоль (1861-1944)

«Леда»

«Средиземное море» («Мысль»)

«Скованная свобода»

«Флора» и «Иль-де-Франс»

«Памятник Полю Сезанну» В 1912 г. скульптор начал памятник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой.

«Гора» и «Река»

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия