"Мадонна с длинной шеей"

Искусство Италии

Понтормо. Мадонна с Младенцем, Святым Иосифом и Иоанном Крестителем. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. [an error occurred while processing this directive]

Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. XVI в. Галерея Уффици, Флоренция.

 

Маньеризмом называется течение в европейском искусстве XVI в. Оно происходит от итальянского слова maniera — «манера», «приём», «художественный почерк». Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении в 20-х гг. XX в., а исследование маньеризма породило обширную научную литературу со спорными оценками и точками зрения.

Маньеризм в своём наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшееся вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма охватывал 20—40-е гг. XVI в. и представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494—1556). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные условия и неповторимый пейзаж. Это обстоятельство способствовало сохранности  отдельных и еще очень слабых очагов цивилизации от истребительных войн и массового переселения народов, какое имело место, к примеру, в степных районах Азии.

Первое поколение маньеристов завершает Франческо Маццола, прозванный Пармилжанино (1503— 1540), изощрённый мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1538—1540 гг.).

Второй этап маньеризма (1540— 1590 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме.

В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503— 1572), особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества. Знатные заказчики Бронзино как бы отделены от зрителя невидимым расстоянием; застылость их поз, бесстрастие лиц, богатство одежд, жесты прекрасных праздных рук - словно внешняя оболочка, скрывающая внутреннюю ущербную жизнь.

В портрете Элеоноры Толедской с сыном (около 1545 г.) недоступность холодно отчуждённого образа усилена тем, что внимание зрителя полностью поглощено плоским крупным узором великолепной парчовой одежды герцогини.

Созданный маньеризмом тип придворного портрета оказал влияние на портретное искусство XVI— XVII столетий в других странах, где он обычно развивался на живой, здоровой, подчас более прозаичной местной основе.

Стиль придворного портрета, разработанный маньеризмом, оказал влияние на портретное мастерство XVI—XVII столетий во многих странах Европы.

Искусство маньеризма было переходным: уходила в прошлое эпоха Возрождения, наступало время нового всеевропейского художественного стиля — барокко.

Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. XVI в. Музей истории искусства. Вена.

 

Развитие ренессансных форм в архитектуре и изобразительном искусстве в Испании протекает медленно. В 15-16 в. в испанской архитектуре еще господствуют переходные формы от готики к Ренессансу. В это время получает распространение так называемый стиль "платереско". Его характерной особенностью является тонкая и обильная, как бы ювелирная орнаментация. В отделке используются декоративные мотивы архитектуры Ренессанса. Типичным памятником стиля "платереско" является ратуша в Севильи. Ренессансные формы архитектуры утверждаются в Испании лишь в середине 16 в.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия